Итак, какой фильм, снятый в США, можно было бы счесть великим? Мы стали вспоминать - и, представьте, оба ни одного не вспомнили. Спора не получилось, что несколько обидно - обычно в таких случаях начинается спор, который тянется потом весь день. А тут мы сразу согласились.
На самом деле это странно, если задуматься. Киноиндустрия в Америке - вторая в мире по объему, и точно первая - по технической оснащенности. Американцы замечательно готовят профессионалов в любых профессиях, связанных с кинопроизводством. И они уже лет 80 как лучше всех в мире снимают успешное массовое кино в самых разных жанрах.
А теперь начинаем вспоминать режиссеров, которые остались в истории мирового кино именно как искусства. Какие фамилии приходят в голову с ходу? Эйзенштейн. Ренуар. Карне. Довженко. Ламорис. Годар. Антониони. Феллини. Росселини. Висконти. Тарковский. Бергман. Иоселиани. Альмодовар. Бунюэль. Гринвей. Фассбиндер. Лаурисмяки. Параджанов. Хитилова. Фон Триер. Сабо. Чжан Имоу. Куросава.
Сколько американских-то фамилий вспомнилось? Да ни одной!
Голливуд великолепно умеет снимать фильмы "в жанре". Конечно, бывают у них и неудачи, и даже полные провалы. Но в массе своей все это - продукция, сделанная очень качественно. А периодически появляются настоящие вершины, причем в разных жанрах. Тут примеров сразу вспоминается целое море, без раздумий: "Гражданин Кейн", "Унесенные ветром", "Крестный отец", "Красотка", "Человек дождя" и т.д. и т.д. и т.д. - это я беру только фильмы, которые оценил весь мир (всякие "Касабланки", от которых возбуждаются американские патриоты, здесь не в счет).
В Америке есть очень талантливые режиссеры - как привозные (Форман, Полански), так и доморощенные (Спилберг). Есть прекрасные актеры - не только искусственно надутые "звезды", вроде какой-нибудь Камерон Диас, или "первые парни на деревне", всякие гэри куперы да хамфри богарты. Нет, есть настоящие, первоклассные актеры - тот же Дастин Хоффман, Мэрил Стрип... да и де Ниро тоже (хотя и несколько деградировавший в американской режиссуре).
Когда надо сделать прекрасно продаваемый фильм, то американцы - вне конкуренции. И это вполне может быть не просто качественная комедия, боевик, ужастик и т.п. Нет, это может быть вообще очень хороший фильм, порой несущий в себе и разные светлые, даже гуманистические идеи ("Список Шиндлера" - чем не пример?). Единственное, про что американцам категорически нельзя снимать - это про всякое разное, что подходит под определение "духовное" и "интеллектуальное". Голливудский вариант фильма про глубокий внутренний мир - это "Поле его мечты", где герою являются в видениях покойные знаменитые бейсболисты прошлого (то есть их призраки) и приказывают построить посреди колосящейся на его ферме пшеницы бейсбольное поле. Чтобы они, призраки, могли там собираться и поигрывать в великую американскую игру.
И, конечно, исторические фильмы у них получаются очень местечковые - не по уровню съемок (тут все безупречно), а по ощущению исторических реалий. Американское представление о страданиях народа во время Второй мировой войны - это "Их собственная лига", где Мадонна с подружками организовывает турнир по бейсболу, чтобы не растерять великие американские ценности, пока мужчины где-то за океаном воюют. Такая вот картинка истории. Хотя, повторяю, есть и редкие исключения - "На Западном фронте без перемен" Майлстоуна, да и тот же "Список Шиндлера".
Но вот фильма, который бы оказался вехой в развитии искусства кино, Америка не сняла - ни разу. Предел интеллектуальности американского кинематографа - Вуди Аллен, которого в европейском кино вполне можно соотнести, например, с Шабролем или Лелюшем. А вот американского варианта Годара, раз уж мы вспомнили про "новую волну", не существует.