?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Такой вот вопрос возник у нас сегодня за завтраком. Вообще завтрак в воскресенье (если не надо куда-нибудь ехать с утра) - это самое замечательное время для ленивых рассуждений на необязательные темы. Не помню уже, откуда сегодня вылезла эта тема. Как всегда, шел совершенно виннипуховский воскресный утренний разговор обо всем и ни о чем. И как-то незаметно он сегодня свернул на американское кино.

Итак, какой фильм, снятый в США, можно было бы счесть великим? Мы стали вспоминать - и, представьте, оба ни одного не вспомнили. Спора не получилось, что несколько обидно - обычно в таких случаях начинается спор, который тянется потом весь день. А тут мы сразу согласились.

На самом деле это странно, если задуматься. Киноиндустрия в Америке - вторая в мире по объему, и точно первая - по технической оснащенности. Американцы замечательно готовят профессионалов в любых профессиях, связанных с кинопроизводством. И они уже лет 80 как лучше всех в мире снимают успешное массовое кино в самых разных жанрах.

А теперь начинаем вспоминать режиссеров, которые остались в истории мирового кино именно как искусства. Какие фамилии приходят в голову с ходу? Эйзенштейн. Ренуар. Карне. Довженко. Ламорис. Годар. Антониони. Феллини. Росселини. Висконти. Тарковский. Бергман. Иоселиани. Альмодовар. Бунюэль. Гринвей. Фассбиндер. Лаурисмяки. Параджанов. Хитилова. Фон Триер. Сабо. Чжан Имоу. Куросава.

Сколько американских-то фамилий вспомнилось? Да ни одной!

Голливуд великолепно умеет снимать фильмы "в жанре". Конечно, бывают у них и неудачи, и даже полные провалы. Но в массе своей все это - продукция, сделанная очень качественно. А периодически появляются настоящие вершины, причем в разных жанрах. Тут примеров сразу вспоминается целое море, без раздумий: "Гражданин Кейн", "Унесенные ветром", "Крестный отец", "Красотка", "Человек дождя" и т.д. и т.д. и т.д. - это я беру только фильмы, которые оценил весь мир (всякие "Касабланки", от которых возбуждаются американские патриоты, здесь не в счет).

В Америке есть очень талантливые режиссеры - как привозные (Форман, Полански), так и доморощенные (Спилберг). Есть прекрасные актеры - не только искусственно надутые "звезды", вроде какой-нибудь Камерон Диас, или "первые парни на деревне", всякие гэри куперы да хамфри богарты. Нет, есть настоящие, первоклассные актеры - тот же Дастин Хоффман, Мэрил Стрип... да и де Ниро тоже (хотя и несколько деградировавший в американской режиссуре).

Когда надо сделать прекрасно продаваемый фильм, то американцы - вне конкуренции. И это вполне может быть не просто качественная комедия, боевик, ужастик и т.п. Нет, это может быть вообще очень хороший фильм, порой несущий в себе и разные светлые, даже гуманистические идеи ("Список Шиндлера" - чем не пример?). Единственное, про что американцам категорически нельзя снимать - это про всякое разное, что подходит под определение "духовное" и "интеллектуальное". Голливудский вариант фильма про глубокий внутренний мир - это "Поле его мечты", где герою являются в видениях покойные знаменитые бейсболисты прошлого (то есть их призраки) и приказывают построить посреди колосящейся на его ферме пшеницы бейсбольное поле. Чтобы они, призраки, могли там собираться и поигрывать в великую американскую игру.

И, конечно, исторические фильмы у них получаются очень местечковые - не по уровню съемок (тут все безупречно), а по ощущению исторических реалий. Американское представление о страданиях народа во время Второй мировой войны - это "Их собственная лига", где Мадонна с подружками организовывает турнир по бейсболу, чтобы не растерять великие американские ценности, пока мужчины где-то за океаном воюют. Такая вот картинка истории. Хотя, повторяю, есть и редкие исключения - "На Западном фронте без перемен" Майлстоуна, да и тот же "Список Шиндлера".

Но вот фильма, который бы оказался вехой в развитии искусства кино, Америка не сняла - ни разу. Предел интеллектуальности американского кинематографа - Вуди Аллен, которого в европейском кино вполне можно соотнести, например, с Шабролем или Лелюшем. А вот американского варианта Годара, раз уж мы вспомнили про "новую волну", не существует.

Tags:

Comments

(Anonymous)
Apr. 12th, 2013 08:02 pm (UTC)
Может или хочет?
Алексей, в Ваших рассуждениях есть логическая ошибка. Следуя этой "логике" на вопрос: "Может ли N попить воды из унитаза?" следует ответить: нет, поскольку мы никогда не слышали, чтобы он это делал. Другими словами - "неуловимый Джо". Правильнее наверное говорить о нежелании Голивуда (а это не все американское кино) снимать "нетленку".

Кстати о великом кино в Вашем понимании: обратите внимание на режиссера Jim Jarmusch.

http://en.wikipedia.org/wiki/Jim_Jarmusch

Посмотрите его Night on Earth - я думаю Вам понравится. Ну а уж пустите Вы его в свой top - кто знает. :-)

a_nikolov
Apr. 13th, 2013 08:35 am (UTC)
Re: Может или хочет?
Да смотрел я Джармуша. Точнее, пытался. Извините, это все - про то же самое. Как и Карвай, кстати. Нет, не пущу его в свой топ :)

Вы совершенно правы: Голливуд вообще не про это, это фабрика, которая создана, чтобы делать коммерчески успешное кино (что вовсе не означает "плохое"!). А наш спор (и мой пост) был про американское кино вообще. И получается, что Америка прекрасно, лучше всех на свете умеет делать коммерчески успешное кино - для этого построен прекрасный завод с лучшим в мире конвейером. А кино как искусство на конвейере делать нельзя, тут нужна мастерская с каким-нибудь безумным мастером. Вот у нее для такой мастерской пространства пока не нашлось. А во Франции, например, нашлось.

Во Франции рядом с Годаром прекрасно существовал вполне коммерчески успешный Лелюш (и даже они формально принадлежат к одному течению!). И в советском кино, нравится это нам или нет, существовали Параджанов и Иоселиани - режиссеры, создавшие новый киноязык.
(Anonymous)
Apr. 13th, 2013 06:39 pm (UTC)
Re: Может или хочет?
Ну раз Джармуш не проходит в топ - посмотрите его просто как тупой американский ширпотреб - именно Night on Earth. Мне все-таки кажется, Вы его сможете заценить хотя бы в этой категории. Постарайтесь втиснуть между просмотром Эйзенштейна и Довженко. :-)

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner