Москвичи много десятилетий привыкали к определенному кодексу поведения в метро. Если тебе выходить на следующей станции - не толкай стоящего впереди, но и не стой за его спиной до последнего (возможно, он на этой станции не выходит, и тебе-таки придется пробиваться к выходу, расталкивая всех), а просто спроси, выходит ли он. Если тебе надо что-то посмотреть в записях, ответить на телефонный звонок, просто подумать - не останавливайся посередине платформы, а сделай шаг в сторону, к колонне, чтобы не мешать потоку (и самому удобнее, когда тебя не толкают). И, конечно - знаменитая фраза, которую великий певец Москвы, "грузин московского разлива" Булат Окуджава даже включил рефреном в песню. Стойте справа, проходите слева.
За много лет это стало у москвичей привычкой, которую сразу перенимают и гости. Этот навык укоренился, потому что он разумен и справедлив: если человек спешит, дай ему возможность пройти, прояви к нему уважение. Раз ты не спешишь - значит, можешь и подождать несколько лишних секунд, чтобы дождаться своей очереди и спокойно встать в правом ряду.
Вот именно этот разумный, десятилетиями выработанный и принятый абсолютным большинством горожан порядок руководство московского метро теперь с упорством ИДИОТА пытается сломать. Несчастные дежурные у эскалаторов как попугаи повторяют спущенный им сверху текст: "Граждане! При подъеме занимайте обе стороны эскалатора!". Они не виноваты, конечно - они делают то, что им велело начальство.
Наверное, если вы спросите начальника московского метро г-на Беседина, он вам объяснит что-то в духе того, что по этому поводу были проведены специальные исследования, и в целом не так уж много людей идет по эскалатору вверх, а если вставать по двое, то получается быстрее.
Правда, он при этом умолчит, что на станции "Авиамоторная", например, особой толпы утром нет до 09.40, потому что на подъем работают три эскалатора. Но в 09.40 третий эскалатор выключают. Тут же образуется толпа, и тут же дежурная начинает вещать тоскливым, невыспавшимся, раздраженным голосом: "Граждане! На подъем занимайте обе стороны эскалатора!".
Голос раздраженный, потому что граждане все никак не откажутся от старой разумной привычки: пропускать тех, кто спешит, или кто просто предпочитает не стоять, а лишний раз пройтись, как советуют врачи. Моя мама вот в свои 79 лет старается вообще не пользоваться лифтом, и на эскалаторе всегда идет - что вниз, что вверх. Мне кажется, что общество вообще должно как-то демонстрировать, что поддерживает таких людей, ведущих активный образ жизни. Но г-ну Беседину такая логика, видимо, непонятна. По его логике, в мире не надо было бороться и с курением - курящие граждане ведь составляли на каком-то этапе большинство в обществе. Так зачем же создавать привилегированные условия этим странным некурящим?
А впрочем - зачем вдаваться в такие сложности? Г-н Беседин мог бы для начала сделать хотя бы совсем простую вещь: издать приказ не выключать третий эскалатор на станции "Авиамоторная" в 09.40, когда идет самый поток служащих, а отложить это событие на полчаса. Может быть, проблема рассосется? Нет, это, наверное, слишком сложно, да и накладно - включать все эскалаторы. Гораздо легче сначала создать толпу, а потом ей читать поучения. Заметьте, я пишу только про одну станцию - ту, на которой бываю каждый день и вижу все своими глазами. Что-то подсказывает мне, что нечто похожее происходит и на некоторых других.
Да, скажете вы, но ведь есть такие места, где включать-то больше и нечего, и так уже все включено - возьмите хоть переход на "Белорусской", или на "Киевской", где вечно толпа перед эскалаторами. Что делать там?
А там, не поверите, люди сами замечательно разбираются и коллективным разумом принимают осознанное решение - забивают эскалатор максимально плотно. Без начальственных указаний. Что, впрочем, не мешает и там несчастной дежурной бубнить, как велело начальство;"Граждане! На подъем... и т.д.".