Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Туминас, Вахтангов и олимпийские мотивы

    Когда я смотрел вчера "Евгения Онегина" в Вахтангове - расхваленный, распиаренный, выдвинутый на "Золотую маску" и, как оказалось, неимоверно раздутый спектакль - мне в какой-то момент пришло в голову свежее олимпийское сравнение. Я подумал, что Римас Туминас, приглашенный заморский мэтр, напоминает мне другого мэтра, тоже приглашенного из дальних стран, чтобы научить местную труппу уму-разуму - Вольфганга Пихлера.
    Биатлонистки сборной России, в том числе много чего выигравшие в прошлом, получившие неограниченный бюджет и небывалые условия для подготовки, под руководством Пихлера практически провалились на Олимпиаде в Сочи. Медаль Вилухиной не в счет (она готовилась не с Пихлером, и оттого особенно выделялась в этой команде - кстати, она еще и заболела потом), а последний всплеск в эстафете лишь немного скрасил общую картину.
   Актеры и актрисы театра имени Вахтангова, в том числе много замечательных ролей сыгравшие в жизни, получившие гениальный текст и интересные декорации, под руководством Туминаса практически провались в спектакле "Евгений Онегин". Монологи Маковецкого не в счет (он самодостаточен и существует независимо от Туминаса, и оттого особенно выделялся - кстати, судя по голосу, он был болен), а отдельные всплески, вроде сцены с зайчиком, лишь немного скрасили общую картину.
Впрочем, есть между этими двумя ситуациями одно кардинальное различие - то самое, которое вообще отличает спорт от искусства, причем в лучшую сторону. В спорте все определяет результат, который (если оставить в стороне судейские происки) всегда честен. Именно поэтому ангажированные и просто плохие спортивные журналисты все же лучше, чем ангажированные и просто плохие театральные критики. Как бы ни был пристрастен спортивный журналист, как бы ни хотел убедить всех, что Зайцева в десять раз лучше Домрачевой, он все равно приведет свою статью к итогу, где сообщит: команда Пихлера проиграла. А театральный критик посмотрит на тоскливый, тягучий, с явными режиссерскими провалами спектакль, после чего напишет панегирик, оду, акафист и марш энтузиастов в честь великого режиссера-победителя. И все будут считать, что Туминас - олимпийский чемпион по режиссуре. Ну, ладно, пусть призер.
Но ведь тот же Туминас ранее с теми же вахтанговцами поставил "Дядю Ваню", скажете вы! Согласен. Так и Пихлер не из лесу к нам пришел - он же ранее сделал Форсберг олимпийской чемпионкой. Разница, опять-таки, в том, что поскольку в этот раз Пихлер провалился, ему теперь придется выслушать много неприятных слов и покинуть пост тренера сборной. А точно так же провалившийся Туминас читает льстивые рецензии про "непривычный для русского зрителя подход" и слушает аплодисменты с отдельными совсем уже безумными криками "Браво!". И даже получит, вполне вероятно, "Золотую маску".
Tags: журналистика, театр им. Вахтангова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments