Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Корни парижских расстрелов - часть 2

        Теперь - простой вопрос (или, точнее, несколько простых вопросов). Сколько человек во Франции - я уж не говорю про остальной мир - две недели тому назад не то, чтобы читали, а вообще знали о существовании журнала Charlie Hebdo с его стабильно провокационными карикатурами на самые разные темы, включая религиозные? Сколько человек в США - я уж не говорю про остальной мир - за последние годы посмотрели мои любимые, роскошные шоу великой британской группы Monty Python, в которых весьма вольно трактуются христианские мотивы? И сколько человек в России - я уж не говорю про остальной мир - побывали на, наоборот, удивительно убогой (не по замыслу, а исключительно по творческому уровню) выставке "Осторожно, религия" в Сахаровском центре?
        Ответ тоже простой: таких людей очень немного, причем они свой выбор делали осознанно, совершенно не претендуя на то, чтобы залезать в чужое подпространство. И это, разумеется, касается не только религии - это касается вообще всего. Собственно, именно этому и была посвящена первая часть моего поста: каждое общество вдоль и поперек пронизано обычаями и моделями поведения, которые часто нигде не прописаны, но тем не менее всеми (с отдельными исключениями, конечно) исправно соблюдаются. И каждый человек так или иначе понимает, где начинается и закончивается каждое подпространство, в котором действуют те или иные нормы.
        Если вы в Индии - стране с богатейшей культурой и колоссальной историей - выедете за пределы крупных городов и туристических центров, то обнаружите, что там довольно  взрослый мужчина считает вполне приличным прервать разговор, чтобы пописать прямо на улице, сделав максимум два шага в сторону, а затем вернуться к разговору. С непривычки удивляешься, конечно, а потом привыкаешь. Чужая страна - другие обычаи.
        Корейцы, между тем, с непривычки точно так же обалдевают, когда европеец прилюдно громко сморкается - в Корее это считается столь же неприличным. Что-то вроде громкого пуканья за столом. Да, кстати... Для многих из вас будет сюрпризом, что как раз пукнуть за столом в немецкой глубинке, в самом что ни на есть сердце цивилизованной Европы - это обычное дело, и этим никого не смутишь.
        Это - примеры разных моделей поведения в разных обществах, т.е. разных пространствах. Ровно то же самое, однако, происходит и внутри пространства каждого общества - мы автоматически принимаем правила того или иного подпространства, не задумываясь об этом. Одна и та же статья пройдет вообще незамеченной, если будет опубликована в The Sun, но вызовет скандал, если ее опубликует The Independent. Хотя нигде не написано, что таблоид имеет право написать нечто, чего не имеет права написать качественнное издание.
        Если я вышел во двор, увидел там людей, играющих в футбол, и захотел присоединиться к ним, то я тем самым автоматически принял целый ряд условий. Например, я готов к тому, что пару раз получу по ногам и т.п. И я заранее согласен, что совершенно незнакомые партнеры и соперники будут ко мне обращаться на "ты", независимо от разницы в возрасте. Национальность партнеров и соперников будет мне при этом глубоко безразлична. Но когда точно такой же незнакомый мне молодой человек (возможно, даже тот же самый, с которым я сегодня играю в футбол) завтра спросит у меня дорогу и при этом будет мне "тыкать", я посчитаю это, как минимум, неуместнымВ зависимости от настроения я на это могу отреагировать по-разному - но если у человека будет акцент, в любом случае отмечу это про себя. А если я в принципе настроен против "инородцев", то такой разговор станет дополнительным аргументом в пользу довольно распространенного, как все знают, отношения "понаехали чурки в Россию". Хотя человек, скорее всего, ничего плохого не имел в виду - он просто не разбирается со всех этих нюансах.
        Ровно так же вызовет раздражение в Узбекистане вполне воспитанный - по нашим понятиям - молодой человек из России, который попробует не пропустить без очереди в магазине какого-то немолодого человека, потому что просто не знает, что так здесь делают все. В следующий раз - он же хорошо воспитан, наш молодой человек, и пытается исправляться - он пропустит в магазине без очереди другого человека. И снова получит от очереди, а также от самого этого человека, большую порцию разных громких слов (часть из которых не поймет, но общий посыл будет очевиден). Потому что этот человек, оказывается, был вовсе не стариком, и его пропускать не полагалось, а за такой явный намек на то, что он - уже старик, можно и в морду получить. Для окружающих разница между ними очевидна - в отличие от приезжего молодого человека из Москвы.
        Кстати, пример этот не выдуман; невежественный молодой человек - это я, в студенческие времена поехавший с геологами в Среднюю Азию искать ртуть, а попутно - немного заработать и страну посмотреть. В том эпизоде все завершилось мирно, кстати - обошлось без крайностей.
Tags: charlie hebdo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment