?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

        Теперь - простой вопрос (или, точнее, несколько простых вопросов). Сколько человек во Франции - я уж не говорю про остальной мир - две недели тому назад не то, чтобы читали, а вообще знали о существовании журнала Charlie Hebdo с его стабильно провокационными карикатурами на самые разные темы, включая религиозные? Сколько человек в США - я уж не говорю про остальной мир - за последние годы посмотрели мои любимые, роскошные шоу великой британской группы Monty Python, в которых весьма вольно трактуются христианские мотивы? И сколько человек в России - я уж не говорю про остальной мир - побывали на, наоборот, удивительно убогой (не по замыслу, а исключительно по творческому уровню) выставке "Осторожно, религия" в Сахаровском центре?
        Ответ тоже простой: таких людей очень немного, причем они свой выбор делали осознанно, совершенно не претендуя на то, чтобы залезать в чужое подпространство. И это, разумеется, касается не только религии - это касается вообще всего. Собственно, именно этому и была посвящена первая часть моего поста: каждое общество вдоль и поперек пронизано обычаями и моделями поведения, которые часто нигде не прописаны, но тем не менее всеми (с отдельными исключениями, конечно) исправно соблюдаются. И каждый человек так или иначе понимает, где начинается и закончивается каждое подпространство, в котором действуют те или иные нормы.
        Если вы в Индии - стране с богатейшей культурой и колоссальной историей - выедете за пределы крупных городов и туристических центров, то обнаружите, что там довольно  взрослый мужчина считает вполне приличным прервать разговор, чтобы пописать прямо на улице, сделав максимум два шага в сторону, а затем вернуться к разговору. С непривычки удивляешься, конечно, а потом привыкаешь. Чужая страна - другие обычаи.
        Корейцы, между тем, с непривычки точно так же обалдевают, когда европеец прилюдно громко сморкается - в Корее это считается столь же неприличным. Что-то вроде громкого пуканья за столом. Да, кстати... Для многих из вас будет сюрпризом, что как раз пукнуть за столом в немецкой глубинке, в самом что ни на есть сердце цивилизованной Европы - это обычное дело, и этим никого не смутишь.
        Это - примеры разных моделей поведения в разных обществах, т.е. разных пространствах. Ровно то же самое, однако, происходит и внутри пространства каждого общества - мы автоматически принимаем правила того или иного подпространства, не задумываясь об этом. Одна и та же статья пройдет вообще незамеченной, если будет опубликована в The Sun, но вызовет скандал, если ее опубликует The Independent. Хотя нигде не написано, что таблоид имеет право написать нечто, чего не имеет права написать качественнное издание.
        Если я вышел во двор, увидел там людей, играющих в футбол, и захотел присоединиться к ним, то я тем самым автоматически принял целый ряд условий. Например, я готов к тому, что пару раз получу по ногам и т.п. И я заранее согласен, что совершенно незнакомые партнеры и соперники будут ко мне обращаться на "ты", независимо от разницы в возрасте. Национальность партнеров и соперников будет мне при этом глубоко безразлична. Но когда точно такой же незнакомый мне молодой человек (возможно, даже тот же самый, с которым я сегодня играю в футбол) завтра спросит у меня дорогу и при этом будет мне "тыкать", я посчитаю это, как минимум, неуместнымВ зависимости от настроения я на это могу отреагировать по-разному - но если у человека будет акцент, в любом случае отмечу это про себя. А если я в принципе настроен против "инородцев", то такой разговор станет дополнительным аргументом в пользу довольно распространенного, как все знают, отношения "понаехали чурки в Россию". Хотя человек, скорее всего, ничего плохого не имел в виду - он просто не разбирается со всех этих нюансах.
        Ровно так же вызовет раздражение в Узбекистане вполне воспитанный - по нашим понятиям - молодой человек из России, который попробует не пропустить без очереди в магазине какого-то немолодого человека, потому что просто не знает, что так здесь делают все. В следующий раз - он же хорошо воспитан, наш молодой человек, и пытается исправляться - он пропустит в магазине без очереди другого человека. И снова получит от очереди, а также от самого этого человека, большую порцию разных громких слов (часть из которых не поймет, но общий посыл будет очевиден). Потому что этот человек, оказывается, был вовсе не стариком, и его пропускать не полагалось, а за такой явный намек на то, что он - уже старик, можно и в морду получить. Для окружающих разница между ними очевидна - в отличие от приезжего молодого человека из Москвы.
        Кстати, пример этот не выдуман; невежественный молодой человек - это я, в студенческие времена поехавший с геологами в Среднюю Азию искать ртуть, а попутно - немного заработать и страну посмотреть. В том эпизоде все завершилось мирно, кстати - обошлось без крайностей.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
lena_de_winne
Jan. 13th, 2015 03:03 pm (UTC)
Только-только стало более или менее приличным говорить вслух, что раз уж понаехали в наши Европы, то живите по нашим правилам. Еще меньше десяти лет назад такое высказывание считалось бы по "белым" внутриевропейским меркам почти фашистским.
Сами себе такое придумали, кстати.
То, что сегодня звучит умеренно центристским, еще десять лет назад было ультраправым.

А про Charlie Hebdo знали все, кто худо-бедно за новостями следит - после того, как они перепечатали датские карикартуры, и их обещали убить. Собственно, и про датскую газету и карикатуриста узнали тогда.

Думаю, что и про Салмана Рушди в свое время узнали значительно больше людей, чем просто любителей литературы - его же тоже когда-то давно за "сатанинские стихи" убить обещали. Подруга рассказывала (британский филолог), он выступал у них в университете, так меры предосторожности были беспрецедентные. Включая строгую инструкцию всем в аудитории держать руки на партах (в девяностые годы дело было).
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner