Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Корни парижских расстрелов - часть 3

        Защитники исключительных прав коренного населения и приоритета традиционного жизненного уклада существуют почти в любой стране мира - и уж точно в любой, где существует минимально заметная эмиграция. Но до тех пор, пока носители этих непривычных ценностей малочисленны, малозаметны и не создают окружающим особых проблем, такие защитники привычно определяются как "крайне правые" и большой популярности не имеют. Особенно - в условиях подъема экономики и в такой стране, как Франция, которая традиционно страшно гордится (а в ряде случаев уместнее, увы, сказать - кичится) своими традициями либерте, эгалите, фратерните.
         Однако эта малозаметность в условиях постоянного притока эмигрантов - явление, естественно, не вечное (как и подъем экономики, кстати). В какой-то момент вдруг оказывается, что вокруг вас все больше людей, которые ведут себя не так. Это неминуемо начинает вас раздражать. Но при этом - хоть вам это совсем не приходит в голову - вы-то их тоже раздражаете. Они ведь уже создали себе здесь свой мир, в котором давно - во втором, а то и третьем поколении - живут по своим законам. И им совсем не нравится, когда по их улице идет человек и пьет из горлышка пиво, что представляет из себя прямой вызов их традиционным ценностям и прямо противоречит заповедям пророка. Или по их улице идет молодая женщина, на которой по случаю жары мало что надето. И то, и другое воспринимается не просто как демонстрация чуждых ценностей, а как прямая провокация. В конце концов, никто не мешает вам ходить со своими бутылками или в своих непристойных одеждах по своим улицам - вон, у вас их полно. А наш маленький, тихий квартал на востоке Лондона оставьте в покое - что вас сюда принесло? И если ответственные молодые люди создали свою "исламскую полицию", просто чтобы защитить тихих, никого не трогающих мирных людей от таких вот явных провокаций, то это ж только естественно, правда? Ну, а если в процессе отбирания бутылки мужчине немножко побили лицо, или девушку немножко потрогали за разные места и слегка порвали на ней одежду - это уж, как говорили в советское время, перегибы на местах. Молодые люди, горячие, увлеклись немного... ну, бывает... перестарались. Со всяким же может случиться, когда такая провокация!
        От таких новостей благонамеренные граждане вдруг спохватываются и начинают требовать принять меры. Выселить! Отгородиться! ...Ох, господи... как все знакомо... В России в 90-х тоже было много таких советчиков, включая весьма известных и даже вполне либерально настроенных граждан. Ирина Хакамада, помнится, в какой-то телепрограмме предлагала отгородиться от буйного Кавказа границей. Правда, что-то начала невнятное вещать в ответ на естественный вопрос: "Ну, допустим, отгородимся от соседних стран - а что мы со своими-то гражданами будем делать?".
         Еще раз подчеркиваю: проблема противоречия разных систем ценностей в принципе шире проблемы различия религиозных традиций, и тем более - проблемы различия традиций конкретно христианства и ислама. Просто в данном случае исламский фактор оказывается наиболее заметным. Во Франции число мусульман по оценкам социологов составляет около 7,5% - и они в основном граждане Франции. Со всеми соответствующими этому званию привилегиями и правами - включая, что очень ценно, избирательное. Причем - обращаю внимание, потому что это принципиально важно - тут совсем не тот случай, что с мусульманами России, которые много веков сидят на своей земле и так или иначе приобрели исторический опыт сосуществования с западными соседями-славянами (то же, естественно, справедливо и в обратном направлении). Кстати, мало кто помнит, что именно в Московию побежали в свое время мурзы - ордынская знать - спасаясь от исламизации Золотой орды при Берке и Узбеке, и позже - при Идигее. Поэтому значительная часть московских татар - в гораздо большей степени коренные москвичи, чем многие этнические русские, чьи предки массово приезжали в Москву из деревень в течение всего прошлого века. Это не хорошо и не плохо - просто факт истории. И именно поэтому, кстати, такое количество татар, живущих западнее Волги, не являются мусульманами. Они не потеряли и не бросили осознанно религию своих предков - они вообще никогда, ни в каком поколении не были мусульманами. Это - так, реплика по ходу.
       Но французские мусульмане - это, естественно, совершенно другая история. Они (или их предки) в основном, как всем известно, приехали из Северной Африки, из бывших французских колоний. Точно так же, как основным источником, из которого брались и берутся британские мусульмане, является Пакистан и (в меньшей степени) Индия - соответственно, бывшие британские колонии. Их в Великобритании сейчас около 5% - поменьше, но тоже весьма заметно.
        Германия великой колониальной державой не была, она себе исламскую проблему придумала в послевоенное время, фактически открыв границы для дешевой рабочей силы в виде турок. Предполагалось, что они постепенно интегрируются в немецкое общество, воспримут немецкие ценности и вокруг воцарится сплошное благолепие. Однако благолепия не получилось, что недавно публично признала фрау канцлерин. Поэтому те же 5% мусульман воспринимаются и немцами весьма нервно, а правые партии активно набирают сторонников. Правда, в отличие от Великобритании и Франции, здесь пока все сводится к относительно мелким бытовым конфликтам, т.е. обошлось без взрывов - что уже хорошо.
Tags: charlie hebdo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment