?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

        Итак, существует общество, в котором люди за долгие годы (или десятилетия, или века) худо-бедно договорились между собой о каких-то правилах игры, в самых разных областях - в том числе в том, что касается вопросов религии.
        Могут ли и в таком устоявшемся обществе возникать конфликты, связанные с нарушением неписаных конвенций? Конечно. Например, именно это произошло в истории с "Pussy Riot" - в которой, как я уже писал раньше, виноваты отнюдь не только поющие и танцующие девицы; РПЦ в ней виновата ничуть не меньше.
        Сами пуссириотки у меня при этом никаких теплых чувств не вызывают. Неумные, бесталанные, самовлюблённые, вульгарные, малообразованные хабалки, с напрочь отсутствующими понятиями о минимальных приличиях и уважении к чувствам других людей - откуда тут теплым чувствам взяться? Гастроли этого ансамбля убогой песни и ущербной пляски в храме - яркий пример нарушения тех самых границ, наличие которых для приличного человека должно быть очевидно, совершенно независимо от наличия или отсутствия по этому поводу каких-то формальных законов.
       Но справедливость требует при этом задать вопрос: а кто, как говорили в детстве, первый начал? Кто первым нарушил сухаревскую конвенцию и залез на чужую территорию? Ответ очевиден: это были отнюдь не пуссириотки, а те ражие православные молодцы, которые устроили самый настоящий погром на уже упомянутой выставке в Сахаровском центре (снова повторю: совершенно убогой в художественном отношении). А пуще того - представители Русской Православной церкви, которые на это откровенное хулиганство отреагировали совершенно постыдным, гнусным образом, фактически взяв шпану под защиту.
        Да, и раз уж речь зашла о пуссириотках, снова повторю здесь то, что уже писал не раз: два года тюремного заключения - это приговор, никак не соответствующий тяжести проступка. Да, "адвокаты" обвиняемых - это слово странно смотрелось бы здесь без кавычек, коль скоро речь идет о Виолетте Волковой и особенно Марке Фейгине - откровенно провоцировали судью на вынесение максимально жесткого приговора (и, кстати, что-то я так и не увидел нигде призывов Генри Резника, главного борца за достоинство адвокатского сословия, исключить Фейгина из коллегии за непрофессиональное поведение, откровенно противоречившее интересам его клиента). Да, сами эти девки, ввиду отсутствия собственного ума, послушно повторяли за своими адвокатами всякую чушь и тоже максимально способствовали вынесению такого приговора (Самуцевич, впрочем, оказалась чуть умнее, вовремя поменяла адвоката - и для неё всё обошлось условным сроком). Но всё это не оправдывает, тем не менее, вынесения приговора в виде двухлетнего тюремного заключения за исполнение песни на солее собора. Извините за отступление - просто наши, российские проблемы мне, в конечном итоге, важнее и ближе, чем французские.
       Так что случаются в наши дни, конечно, конфликты с религиозной начинкой и внутри устоявшихся социумов. Но важно здесь то, что в современном обществе они никогда не кончаются стрельбой или взрывами. Это - тоже экстремизм, который в своих крайних проявлениях доходит до оскорбительной бестактности, порчи чужого имущества и даже рукоприкладства (за которое как раз вполне уместно было бы заставить хулиганов провести пару месяцев за решеткой). Но, к счастью - не до смертоубийства.
        А вот когда речь идет о столкновении двух принципиально разных жизненных укладов, то границы дозволенного оказываются куда более широкими. И в случаях экстремальных проявлений (а они, разумеется, существуют в любом социуме) понятие запретного фактически исчезает. Речь ведь идет о защите того самого, святого и сокровенного, ради чего вам с детства велели жизни не пожалеть - ни своей, ни чужой, а уж принадлежащей неверному - и подавно!
        Француз, выросший в традиционной среде, вполне может плохо относиться к Charlie Hebdo или им попросту не интересоваться. Один из этих двух вариантов, собственно, и был характерен для подавляющего большинства французов до 7 января 2015 года. Тираж журнала в конце 2014 года колебался между 30 и 50 тысяч экземпляров. Подписчиков же - т.е. людей, которые этот журнал читали регулярно - было и вовсе 7 тысяч. Семь тысяч!

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner