Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Categories:

Немецкое кладбище - 4

            Фердинанд Теодор фон Айнем, а по-нашему - Федор Карлович Эйнем. Еще один весьма молодой (24 года) человек, который приехал в Россию в 1850 году с намерением открыть свое дело в этой стране - странной, причудливой, непривычной, но при этом охотно привечающей иноземцев и открывающей для них небывалые возможности. Осмотревшись по сторонам, приезжий немец (если точнее, подданный королевства Вюртембергского) решил, что русским не хватает сладостей. Начал с продажи пиленого сахара, уже через год стал производить собственные конфеты с шоколадом, а заодно открыл на Арбате заведение в модном вкусе - кафе-кондитерскую. В 1853 году ему повезло: возник, ввиду начала Крымской войны, повышенный спрос на сиропы и варенье для раненых. Почему именно ему достались щедрые заказы от военного ведомства? Не было конкурентов? Интендантов впечатлило качество продукции фирмы и по-немецки образцовая организация работы? Или, наоборот, Федор Карлович уже успел к тому времени освоить некоторые местные секреты неформального общения с представителями заказчика? Бог его знает. Во всяком случае, небольшая мастерская быстро превратилась в целую фабрику из шести цехов, располагавшуюся на Мясницкой.
            Рассказывать про успехи товарищества "Эйнем" можно долго. Это касается и несравненного качества разнообразных сладостей, получивших кучу наград на разнообразных выставках. И новаторского подхода к рекламе - креатив, говоря современным языком, у "Эйнема" был непревзойденный; даже специально музыку заказывали для новых сладких изделий и ноты вкладывали в роскошные коробки! И его вклада в архитектуру Москвы, конечно.
            Правда, тут есть одна деталь. Знаменитый комплекс "Эйнема" из красного кирпича на стрелке Москвы-реки, построенный в конце позапрошлого - начале прошлого века Флодиным и Калмыковым, с самим Эйнемом никак не связан. К тому времени компанией единолично руководил еще один понаехавший тут иноземец, Юлиус Фердинанд Хойсс, он же - Юлий Федорович Гейс. Именно он, совершенно потерявшийся в общественном сознании на фоне Эйнема, целиком выкупил фабрику после смерти партнера и затеял грандиозное строительство. Да и триумфальное шествие "Эйнема" по планете (достаточно вспомнить золотую медаль на парижской выставке 1900 года) - его заслуга. Кстати, когда началась Первая Мировая война (в которой, если вдруг кто позабыл, противником России была Германия) один из его сыновей, Вольдемар Гейс, принял российское гражданство, организовал на свои средства лазарет для раненых русских солдат, да и вообще пожертвовал на войну немало личных средств.
            Федор же Карлович Эйнем умер в Берлине в 1876 году. В соответствии с предсмертной просьбой, его тело было перевезено в Москву и захоронено на Немецком кладбище. Рядом с ним покоится его жена.
Tags: Москва, Немецкое кладбище
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments