Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Дело в том, что у нас с друзьями есть традиция: раз в полвека мы находим предлог для войны. Часть 4

         Что произошло в 2014 году примерно год назад - никому напоминать, конечно, не надо. Надо ли будет напоминать через 50 лет, или хотя бы через 25? А вот это напрямую зависит от того, кто окажется в этой истории виноватым. Или, вернее - кого в ней объявят виновным.
          Когда военные сбивают гражданский самолет - это всегда трагедия. Хотелось бы надеяться, что этот нехитрый тезис доказательств не требует и ни у кого возражений не вызовет. А теперь ответьте мне честно на один вопрос. Или - нет, лучше вы ответьте на него сами себе. Так будет еще честнее.
          Вот вам несколько словосочетаний: 80-е годы, гражданский самолет с пассажирами, сбит военными, многочисленные жертвы, трагедия, лицемерие сбившей самолет страны, возмущение и протесты всего мирового сообщества...
          Итак, отвечайте честно (лукавить, напоминаю, нет смысла, потому что отвечаете вы сами себе): о каком происшествие вы вспомнили в первую очередь? Совершенно верно: вы вспомнили именно о нем.
          1 сентября 1983 года "Боинг-747" корейской авиакомпании KAL, летевший из Анкориджа в Сеул, был сбит советским истребителем. На борту лайнера было 269 человек, все они погибли. Люди молодые, которых в то время еще не было на свете (или они не читали газет, в силу младенческого возраста), могут погуглить подробности. Но никакой гугл не передаст вам той атмосферы, того взрыва возмущения в мире, который я, наоборот, прекрасно помню. Социальных сетей еще не существовало - но что творилось в газетах и на телеканалах! Помимо бури проклятий в адрес "русских варваров", были приняты и вполне конкретные и весьма жесткие санкции - например, "Аэрофлоту" (единственному тогда нашему международному перевозчику) запретили вообще летать в США (не спрашивайте меня, при чем здесь вообще "Аэрофлот" и какое он имел отношение к этой трагедии). Ну, и вообще в связи с этой трагедией про "русских убийц" вспоминали после того еще много лет.
          Однако есть ведь и другое происшествие, очень похожее на первое, к которому ну в точности подходят все те же самые ключевые слова. 3 июля 1988 года Аэробус "А-300" иранской авиакомпании Iran Air, летевший из иранского города Бендер-Аббас в Дубаи, был сбит ракетой с американского авианосца. На боту лайнера было 290 человек, все они погибли.
           Происшествия в целом похожие, хотя в обстоятельствах есть различия. "Боинг", который должен был лететь по своему международному коридору, по загадочной и до сих пор не объясненной толком причине отклонился от маршрута на 500 (!) километров и залетел довольно далеко на советскую территорию, причем в процессе полета вылетел с нее и затем снова вернулся (ныне покойный журналист-"известинец" Андрей Иллеш, которого я неплохо знал, по этому поводу раскопал в свое время довольно интересные факты, которые дают основания, как минимум, усомниться в том, что этот самолет так уж случайно заблудился ровно над секретными объектами советской ПВО).
          "А-300", как признали впоследствии все комиссии (включая и американскую - правда, не сразу), наоборот, летел точно по своему коридору.
          Пилоты СУ-15 не имели передатчиков, работавших на гражданской частоте, и они несколько раз показывались перед кабиной "Боинга", демонстрируя ему, что он ушел с курса, пытались его "придавить" сверху, т.е. принудить к посадке, а затем сделал несколько предупредительных выстрелов. Корейский пилот все эти знаки игнорировал (по версии корейской компании, не видел их из-за плохой видимости). Ракету Р-98 в него выпустили только тогда, когда он начал уходить из советского воздушного пространства. Еще раз: с формальной точки зрения этот самолет, по нормам международного права, был нарушителем: он незаконно находился в воздушном пространстве другой страны; притом залетел туда не на километр-другой, а на добрую сотню; и находился там не минуту, а гораздо дольше - как минимум, десять.
          Команда авианосца "Винсен" тоже не имела передатчиков работавших на гражданской частоте. Увидев на радарах самолет, который вызвал подозрение, они начали вызывать его на военной частоте - и вполне логично не получили ответа. Не получив же ответа в течение примерно одной минуты, они выпустили по нему ракету SM-2. Самолет при этом летел по своему коридору, на высоте 4 километра и продолжая набирать высоту, находясь при этом в воздушном пространстве Ирана. Интересно, что и американский авианосец "Винсен" в момент атаки находился в территориальных водах Ирана, в нарушение всяких глупых законов и конвенций, которые военному кораблю Соединенных Штатов Америки, разумеется, не указ. Корабль, кстати, был практически самым современным в своем классе на тот момент во всем американском флоте и мог одновременно отслеживать до 200 воздушных и подводных целей. Некоторая разница есть, правда?
         Теперь - о том, что было следом. Советские замечательные тогдашние руководители поначалу выступили с идиотским заявлением: в наше воздушное пространство вторгся чужой самолет, который не отвечал на сигналы и затем куда-то улетел. Чистый идиотизм, повторяю, блестяще характеризующий ту степень маразма, которой достигло советское руководство к 80-м годам. Однако вскоре Советский Союз признал, что этот самолет был сбит истребителем, и после этого была представлена совершенно реальная картина событий, которую с тех пор никто, в общем, не опроверг.
          Американские руководители, наоборот, повели себя в сходной ситуации значительно более грамотно. В тот же  день в Вашингтоне была созвана пресс-конференция, на которой адмирал Кроу (руководитель Объединенного комитета начальников штабов) сообщил, что произошел трагический инцидент - сбит гражданский самолет. Но американский капитан крейсера совершенно в нем не виноват, пояснил адмирал, потому что иранский самолет: а) летел на высоте 2,5 километра (вранье - высота была 4 километра); б) зачем-то начал снижаться (вранье: он набирал высоту); в) находился за пределами коридора (вранье: он летел в коридоре);  г) не отвечал на многочисленные предупреждения (вранье - на гражданской частоте сигналов не было). Да, а крейсер "Винсен" - и это совершенно ясно видно на карте - находился, конечно, в нейтральных водах (вранье - он незаконно вошел в территориальные воды Ирана). Т.е. миру был представлен набор из сплошного вранья - но зато представлен он был оперативно, изложен уверенным голосом и сопровождался красивыми иллюстрациями.
          Более того: ровно ту же историю, состоящую из того же вранья, убежденно рассказал 14 июля на заседании Совета Безопасности ООН и Джордж Буш, на тот момент - вице-президент США. Хотя к этому моменту Пентагон уже точно знал, что все это - неправда. Кстати, любопытно, что выступал в ООН именно Буш, а не тогдашний президент Рональд Рейган. Хотя, казалось бы, человек, который после истории со сбитым корейским "Боингом" назвал поведение Советского Союза "актом варварства и нечеловеческой жестокости" мог бы уделить чуть большее внимание аналогичной истории, относящейся к его собственной стране...
          Впрочем, Рейган на самом деле знал, что говорит, когда утверждал тогда же, в 1983 году, что сбитый корейский самолет - это "преступление против человечества, которое никогда не должно быть забыто". Для этого - т.е. чтобы история не была забыта - были предприняты необходимые усилия, которые, надо честно признать, дали неплохие результаты. Поэтому про сбитый советской ракетой над советской территорией корейский самолет в мире вспоминают до сих пор (вот и вы про нее вспомнили сразу). Зато про сбитый американской ракетой над иранскими водами иранский самолет в мире не вспоминают почти никогда.
         Кстати, чтобы исключить в будущем судебные проблемы, США впоследствии договорились с Ираном: мы выплачиваем компенсацию семьям жертв, а вы за это отказываетесь от претензий; но при этом мы вовсе не признаем, что самолет сбили - просто выплачиваем деньги, и все (теперь понятно, с кого брала пример Украина, когда ей пришлось отвечать за сбитый в 2001 году над Черным морем ТУ-154? способу "деньги заплатить, но вины не признавать" ее научил старший брат).
          Так вот, возвращаясь к вопросу, заданному в самом начале: будет ли мир через 25 лет помнить историю с малазийским "Боингом"? Отвечаю: это зависит от того, что случится дальше. Если случайно найдутся доказательства того, что самолет сбила украинская армия - причем не просто доказательства, а совершенно неопровержимые, с которыми любой минимально объективный человек спорить не сможет - тогда эта история в мире начнет забываться быстро и прочно, вы этого процесса даже и не заметите. Во всех остальных случаях, включая даже итог расследования (маловероятный) в виде фразы "а хрен его знает"  - будут ее помнить, и еще как будут. Потому что историю про "путинскую ракету" миру тогда будут регулярно и заботливо напоминать - чтобы следующие поколения ее не забыли. А также, оборони создатель, чтобы не начали в ней сомневаться и пытаться задавать ненужные вопросы. Как никто сегодня уже не задает вопросов о том, почему все-таки тот корейский "Боинг" оказался на 500 километров западнее своего коридора.

Tags: история, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments