?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

         Что произошло в 2014 году примерно год назад - никому напоминать, конечно, не надо. Надо ли будет напоминать через 50 лет, или хотя бы через 25? А вот это напрямую зависит от того, кто окажется в этой истории виноватым. Или, вернее - кого в ней объявят виновным.
          Когда военные сбивают гражданский самолет - это всегда трагедия. Хотелось бы надеяться, что этот нехитрый тезис доказательств не требует и ни у кого возражений не вызовет. А теперь ответьте мне честно на один вопрос. Или - нет, лучше вы ответьте на него сами себе. Так будет еще честнее.
          Вот вам несколько словосочетаний: 80-е годы, гражданский самолет с пассажирами, сбит военными, многочисленные жертвы, трагедия, лицемерие сбившей самолет страны, возмущение и протесты всего мирового сообщества...
          Итак, отвечайте честно (лукавить, напоминаю, нет смысла, потому что отвечаете вы сами себе): о каком происшествие вы вспомнили в первую очередь? Совершенно верно: вы вспомнили именно о нем.
          1 сентября 1983 года "Боинг-747" корейской авиакомпании KAL, летевший из Анкориджа в Сеул, был сбит советским истребителем. На борту лайнера было 269 человек, все они погибли. Люди молодые, которых в то время еще не было на свете (или они не читали газет, в силу младенческого возраста), могут погуглить подробности. Но никакой гугл не передаст вам той атмосферы, того взрыва возмущения в мире, который я, наоборот, прекрасно помню. Социальных сетей еще не существовало - но что творилось в газетах и на телеканалах! Помимо бури проклятий в адрес "русских варваров", были приняты и вполне конкретные и весьма жесткие санкции - например, "Аэрофлоту" (единственному тогда нашему международному перевозчику) запретили вообще летать в США (не спрашивайте меня, при чем здесь вообще "Аэрофлот" и какое он имел отношение к этой трагедии). Ну, и вообще в связи с этой трагедией про "русских убийц" вспоминали после того еще много лет.
          Однако есть ведь и другое происшествие, очень похожее на первое, к которому ну в точности подходят все те же самые ключевые слова. 3 июля 1988 года Аэробус "А-300" иранской авиакомпании Iran Air, летевший из иранского города Бендер-Аббас в Дубаи, был сбит ракетой с американского авианосца. На боту лайнера было 290 человек, все они погибли.
           Происшествия в целом похожие, хотя в обстоятельствах есть различия. "Боинг", который должен был лететь по своему международному коридору, по загадочной и до сих пор не объясненной толком причине отклонился от маршрута на 500 (!) километров и залетел довольно далеко на советскую территорию, причем в процессе полета вылетел с нее и затем снова вернулся (ныне покойный журналист-"известинец" Андрей Иллеш, которого я неплохо знал, по этому поводу раскопал в свое время довольно интересные факты, которые дают основания, как минимум, усомниться в том, что этот самолет так уж случайно заблудился ровно над секретными объектами советской ПВО).
          "А-300", как признали впоследствии все комиссии (включая и американскую - правда, не сразу), наоборот, летел точно по своему коридору.
          Пилоты СУ-15 не имели передатчиков, работавших на гражданской частоте, и они несколько раз показывались перед кабиной "Боинга", демонстрируя ему, что он ушел с курса, пытались его "придавить" сверху, т.е. принудить к посадке, а затем сделал несколько предупредительных выстрелов. Корейский пилот все эти знаки игнорировал (по версии корейской компании, не видел их из-за плохой видимости). Ракету Р-98 в него выпустили только тогда, когда он начал уходить из советского воздушного пространства. Еще раз: с формальной точки зрения этот самолет, по нормам международного права, был нарушителем: он незаконно находился в воздушном пространстве другой страны; притом залетел туда не на километр-другой, а на добрую сотню; и находился там не минуту, а гораздо дольше - как минимум, десять.
          Команда авианосца "Винсен" тоже не имела передатчиков работавших на гражданской частоте. Увидев на радарах самолет, который вызвал подозрение, они начали вызывать его на военной частоте - и вполне логично не получили ответа. Не получив же ответа в течение примерно одной минуты, они выпустили по нему ракету SM-2. Самолет при этом летел по своему коридору, на высоте 4 километра и продолжая набирать высоту, находясь при этом в воздушном пространстве Ирана. Интересно, что и американский авианосец "Винсен" в момент атаки находился в территориальных водах Ирана, в нарушение всяких глупых законов и конвенций, которые военному кораблю Соединенных Штатов Америки, разумеется, не указ. Корабль, кстати, был практически самым современным в своем классе на тот момент во всем американском флоте и мог одновременно отслеживать до 200 воздушных и подводных целей. Некоторая разница есть, правда?
         Теперь - о том, что было следом. Советские замечательные тогдашние руководители поначалу выступили с идиотским заявлением: в наше воздушное пространство вторгся чужой самолет, который не отвечал на сигналы и затем куда-то улетел. Чистый идиотизм, повторяю, блестяще характеризующий ту степень маразма, которой достигло советское руководство к 80-м годам. Однако вскоре Советский Союз признал, что этот самолет был сбит истребителем, и после этого была представлена совершенно реальная картина событий, которую с тех пор никто, в общем, не опроверг.
          Американские руководители, наоборот, повели себя в сходной ситуации значительно более грамотно. В тот же  день в Вашингтоне была созвана пресс-конференция, на которой адмирал Кроу (руководитель Объединенного комитета начальников штабов) сообщил, что произошел трагический инцидент - сбит гражданский самолет. Но американский капитан крейсера совершенно в нем не виноват, пояснил адмирал, потому что иранский самолет: а) летел на высоте 2,5 километра (вранье - высота была 4 километра); б) зачем-то начал снижаться (вранье: он набирал высоту); в) находился за пределами коридора (вранье: он летел в коридоре);  г) не отвечал на многочисленные предупреждения (вранье - на гражданской частоте сигналов не было). Да, а крейсер "Винсен" - и это совершенно ясно видно на карте - находился, конечно, в нейтральных водах (вранье - он незаконно вошел в территориальные воды Ирана). Т.е. миру был представлен набор из сплошного вранья - но зато представлен он был оперативно, изложен уверенным голосом и сопровождался красивыми иллюстрациями.
          Более того: ровно ту же историю, состоящую из того же вранья, убежденно рассказал 14 июля на заседании Совета Безопасности ООН и Джордж Буш, на тот момент - вице-президент США. Хотя к этому моменту Пентагон уже точно знал, что все это - неправда. Кстати, любопытно, что выступал в ООН именно Буш, а не тогдашний президент Рональд Рейган. Хотя, казалось бы, человек, который после истории со сбитым корейским "Боингом" назвал поведение Советского Союза "актом варварства и нечеловеческой жестокости" мог бы уделить чуть большее внимание аналогичной истории, относящейся к его собственной стране...
          Впрочем, Рейган на самом деле знал, что говорит, когда утверждал тогда же, в 1983 году, что сбитый корейский самолет - это "преступление против человечества, которое никогда не должно быть забыто". Для этого - т.е. чтобы история не была забыта - были предприняты необходимые усилия, которые, надо честно признать, дали неплохие результаты. Поэтому про сбитый советской ракетой над советской территорией корейский самолет в мире вспоминают до сих пор (вот и вы про нее вспомнили сразу). Зато про сбитый американской ракетой над иранскими водами иранский самолет в мире не вспоминают почти никогда.
         Кстати, чтобы исключить в будущем судебные проблемы, США впоследствии договорились с Ираном: мы выплачиваем компенсацию семьям жертв, а вы за это отказываетесь от претензий; но при этом мы вовсе не признаем, что самолет сбили - просто выплачиваем деньги, и все (теперь понятно, с кого брала пример Украина, когда ей пришлось отвечать за сбитый в 2001 году над Черным морем ТУ-154? способу "деньги заплатить, но вины не признавать" ее научил старший брат).
          Так вот, возвращаясь к вопросу, заданному в самом начале: будет ли мир через 25 лет помнить историю с малазийским "Боингом"? Отвечаю: это зависит от того, что случится дальше. Если случайно найдутся доказательства того, что самолет сбила украинская армия - причем не просто доказательства, а совершенно неопровержимые, с которыми любой минимально объективный человек спорить не сможет - тогда эта история в мире начнет забываться быстро и прочно, вы этого процесса даже и не заметите. Во всех остальных случаях, включая даже итог расследования (маловероятный) в виде фразы "а хрен его знает"  - будут ее помнить, и еще как будут. Потому что историю про "путинскую ракету" миру тогда будут регулярно и заботливо напоминать - чтобы следующие поколения ее не забыли. А также, оборони создатель, чтобы не начали в ней сомневаться и пытаться задавать ненужные вопросы. Как никто сегодня уже не задает вопросов о том, почему все-таки тот корейский "Боинг" оказался на 500 километров западнее своего коридора.

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner