Алексиевич со своей постоянной, демонстративной, порой доходящей до некоторой глупости оппозицией действующей власти (не столько даже белорусской, сколько российской - ибо она представляет, конечно, именно русскую культурную традицию, поэтому ей Россия в этом смысле более важна, чем Белоруссия) прекрасно укладывается в очень стандартную модель поведения интеллектуала. Именно так традиционно и ведут себя многие люди, принадлежащие к интеллектуальной среде - и отнюдь не только русская интеллигенция, как принято думать.
Возьмите хоть левых интеллектуалов Франции. Сартр, Деррида, Бадью - при всех серьезных различиях и разнице в поколениях их объединяет неизменная фронда по отношению к собственному правительству, причем практически любому - хоть вишистскому, хоть голлистскому, а хоть и социалистическому. Мне даже кажется, грешным делом, что реальные взгляды людей тут не очень и важны. Просто принято в определенном кругу выглядеть человеком с всегда критическим отношением к "ним". Вопрос о том, кто такие "они", что именно "они" делают и почему это всегда плохо, становится уже не важен и даже неприличен.
Ну, и Россия в этом смысле уж точно не исключение. Поэтому при взгляде со стороны самые разные литераторы, весьма различающиеся даже по реальным взглядам - я уж не говорю о качестве собственно их литературного продукта - могут показаться принадлежащими к одному племени. Хотя на самом деле между, например, Улицкой, Быковым, Чхартишвили, Пелевиным, Сорокиным, Шишкиным, Алексиевич различия не то что велики, а прямо-таки огромны.
Но вот что интересно: США в этом смысле выделяются среди прочих. У нас как-то стало в последнее время принято, в том числе среди неглупых людей (так мне кажется, во всяком случае) пренебрежительно относиться к американским достижениям в самых разных областях. И напрасно. Во всяком случае, то мастерство, с каким они "построили" свою интеллигенцию, заслуживает как минимум серьезного признания их мастерства в области пиара.
Американским либералам виртуозно подменили предмет неприязни, и вместо вообще правительства, как все прочие, они уже давно массово не любят республиканцев. А когда к власти приходят демократы, которых тоже любить вроде оказывается не за что, предметом обличения становятся республиканцы-вредители в конгрессе, не дающие демократам проводить правильную политику. В крайнем случае - предатели, замаскировавшиеся враги народа и подкулачники, представляющие консервативное крыло в демократической партии.
Там, где современный немецкий интеллектуал (Фредди Грюнерт, например) будет рассуждать о подавлении истеблишментом либерального дискурса, типичный современный представитель американской творческой элиты будет ругать "чайную партию". На святое - Америку - руки не поднимет.
То же самое и в кинематографе. На весь Голливуд, кажется, остался один заметный человек, произносящий про свою страну критические слова - Оливер Стоун. Все остальные свято блюдут тот завет, что был заключен их отцами и дедами еще с Гувером: вы показываете в кино замечательную полицию, где редкие отдельные мерзавцы представляют печальное исключение и всегда получают по заслугам - а мы не интересуемся, на какие деньги вы снимаете ваши фильмы. И ведь работает же!