Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Еще про Светлану Алексиевич. Вернее, в связи с ней.

        Возбуждение, возникшее по поводу присуждения "нобелевки" писателю с откровенно антиправительственными воззрениями, меня несколько удивило. На самом деле, тут просто какое-то недоразумение. Из которого, естественно, рождаются теории о том, что премию ей дали не в рамках обычной политкорректности, как представителю экзотической "белярюс", а исключительно чтобы Россию этим уязвить. Что лично мне кажется далеким от реальности.
          Алексиевич со своей постоянной, демонстративной, порой доходящей до некоторой глупости оппозицией действующей власти (не столько даже белорусской, сколько российской - ибо она представляет, конечно, именно русскую культурную традицию, поэтому ей Россия в этом смысле более важна, чем Белоруссия) прекрасно укладывается в очень стандартную модель поведения интеллектуала. Именно так традиционно и ведут себя многие люди, принадлежащие к интеллектуальной среде - и  отнюдь не только русская интеллигенция, как принято думать.
           Возьмите хоть левых интеллектуалов Франции. Сартр, Деррида, Бадью - при всех серьезных различиях и разнице в поколениях их объединяет неизменная фронда по отношению к собственному  правительству, причем практически любому - хоть вишистскому, хоть голлистскому, а хоть и социалистическому. Мне даже кажется, грешным делом, что реальные взгляды людей тут не очень и важны. Просто принято в определенном кругу выглядеть человеком с всегда критическим отношением к "ним". Вопрос о том, кто такие "они", что именно "они" делают и почему это всегда плохо, становится уже не важен и даже неприличен.
          Ну, и Россия в этом смысле уж точно не исключение. Поэтому при взгляде со стороны самые разные литераторы, весьма различающиеся даже по реальным взглядам - я уж не говорю о качестве собственно их литературного продукта - могут показаться принадлежащими к одному племени. Хотя на самом деле между, например, Улицкой, Быковым, Чхартишвили, Пелевиным, Сорокиным, Шишкиным, Алексиевич различия не то что велики, а прямо-таки огромны.
          Но вот что интересно: США в этом смысле выделяются среди прочих. У нас как-то стало в последнее время принято, в том числе среди неглупых людей (так мне кажется, во всяком случае) пренебрежительно относиться к американским достижениям в самых разных областях. И напрасно. Во всяком случае, то мастерство, с каким они "построили" свою интеллигенцию, заслуживает как минимум серьезного признания их мастерства в области пиара.
          Американским либералам виртуозно подменили предмет неприязни, и вместо вообще правительства, как все прочие, они уже давно массово не любят республиканцев. А когда к власти приходят демократы, которых тоже любить вроде оказывается не за что, предметом обличения становятся республиканцы-вредители в конгрессе, не дающие демократам проводить правильную политику. В крайнем случае - предатели, замаскировавшиеся враги народа и подкулачники, представляющие консервативное крыло в демократической партии.
          Там, где современный немецкий интеллектуал (Фредди Грюнерт, например) будет рассуждать о подавлении истеблишментом либерального дискурса, типичный современный представитель американской творческой элиты будет ругать "чайную партию". На святое - Америку - руки не поднимет.
          То же самое и в кинематографе. На весь Голливуд, кажется, остался один заметный человек, произносящий про свою страну критические слова - Оливер Стоун. Все остальные свято блюдут тот завет, что был заключен их отцами и дедами еще с Гувером: вы показываете в кино замечательную полицию, где редкие отдельные мерзавцы представляют печальное исключение и всегда получают по заслугам - а мы не интересуемся, на какие деньги вы снимаете ваши фильмы. И ведь работает же!

Tags: Нобелевская премия, разное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments