Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Category:

"Бесы" курса Дмитрия Брусникина в Театральном центре на Страстном (в палатах)

         Очередной мыльный пузырь.
         Собственно, на этом бы рецензию можно было и закончить, поскольку все прочее - уже детали. В сущности, претензий-то нет - ни к актерам, ни к режиссеру. В конце концов, это не состоявшийся театр, и даже не театральная студия в полном смысле слова - просто выпуск, который продолжает играть курсовой спектакль. И что ж удивительного в том, что во всем спектакле нет ни одной актерской работы, которая хотя бы чем-то выделялась на общем унылом фоне?
         Хороших актеров вообще мало - как их ни отбирают из сотен претендентов, заставляя юношей и девушек читать прозу, стихи да басни, а также разыгрывать разные предлагаемые ситуации, все равно обычно заметных людей получается два-три на курс. Исключения - да, бывают, когда талантов на курсе оказывается целая куча, как в знаменитых выпусках Фоменко или Любимова (что немало, разумеется, говорит о способности самих этих мэтров отбирать людей действительно талантливых, а не просто обладающих смазливой внешностью да выделяющихся темпераментом и пластикой).
          Гораздо чаще, увы, получается наоборот: весь курс - сплошные посредственности, глаз не на ком остановить. Ничего страшного тут нет, талант - вообще явление штучное, и кому-то же надо и в эпизодах играть тоже. Зачем, однако, надо было такой заурядный курс после выпуска объявлять студией, а весьма банальный по идеям и очень средний по качеству курсовой спектакль делать репертуарным - тайна сия велика есть.
          То, что режиссура удивительно вторична, банально, да попросту слаба - это бы еще ладно; в конце концов, это студенческий спектакль, поставленный руководителем курса-актером, а не режиссером. На такой спектакль заранее и идешь, понимая, что режиссерских откровений ожидать не стоит.
          Но ожидаешь все же увидеть актеров. Те самые алмазы, не превращенные пока в бриллианты, но уже поблескивающие, которых мастер из толпы  претендентов со всей страны отобрал, а потом в Школе-студии МХТ пять лет их самолично, вместе с коллегами, учил ремеслу. Когда идешь на курсовой или выпускной спектакль театрального вуза, то рассчитываешь увидеть на сцене хоть пару талантливых, ярких молодых людей. Ну, хотя бы одного. В прошлом такие радости у меня случались неоднократно (кое-что и в этом блоге описано).
          В этот же раз был один сплошной, непрерывный провал. Который радостные аплодисменты практически стопроцентно "своей" публики, увы, прикрыть были не способны. Ну, к публике, состоящей практически сплошь из молодежи, а процентов на 80 (навскидку) - из родственников и знакомых актеров, какие ж могут быть претензии...
          Но это еще не все. Вернувшись домой, я начал искать отзывы критиков про этот спектакль, пару нашел... и изрядно, честно говоря, обалдел. То, что я прочел, может быть объяснено (в моей системе эстетических координат) одной из двух причин. И,по правде говоря, я даже не знаю, что хуже: вариант, при котором критик до такой степени является верным бойцом данного конкретного лагеря, что вообще не способен минимально исполнять свои профессиональные обязанности (классический вариант - "прикормленные" рецензенты, много лет сыпавшие неуемными восторгами, например, по поводу спектаклей "Современника", который при этом деградировал прямо на глазах) - или же вариант, при котором вкус такого критика позволяет ему искренне считать спектакль "Бесы" выдающимся достижением в области театрального искусства.
        Нет, нет, это неправда, будто я не знаю, что лучше; я однозначно выбираю первый вариант. По крайней мере, так я эти рецензии хоть как-то могу объяснить в рамках своих представлений о мире вообще и искусстве театра в частности.

Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments