?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

            Вчера внезапно выяснилось, что в российском театре введена цензура. Да, именно: самая настоящая, в точном смысле слова, цензура, т.е. процедура предварительного представления художественного произведения в соответствующий правительственный орган, который либо дает разрешение на его публичное исполнение, либо таковое исполнение запрещает. Все в точности так, как уже было в печальной советской действительности - разве что Главлит еще не восстановлен официально. Подтверждение - не от кого попало, а от весьма известного режиссера. Вот вчерашняя цитата.

  "Новые театральные постановки проходят обязательное согласование с чиновниками Министерства культуры РФ. Об этом «Эху Москвы в Петербурге» рассказал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. По словам Фокина, произведения новых авторов перед их постановкой прочитывает общественная комиссия при Минкульта, которая составляет экспертное заключение и передает его в ведомство для вынесения решения.
«Сейчас комиссия должна прочитать это произведение — общественная — высказать свое мнение, донести это мнение до чиновников, которые сидят за стенкой, они же все в одном помещении, и вот чиновники тогда то ли разрешат это, то ли не разрешат, ссылаясь, вроде бы, на мнение общественного совета», — рассказал Фокин.
Худрук театра отметил, что речь идет только о новых пьесах современных авторов, а классические постановки не нуждаются в одобрении министерства."

http://www.novayagazeta.ru/news/1699277.html

          Новость эта, признаюсь, меня ошеломила. Я знал, конечно, что в российском театре кое-где, скажем так, многовато цирка. Особенно в этом смысле отличается Новосибирск, где православные активисты настолько обрадовались своей победе над подрывающим основы веры православной "Тангейзером", что теперь пытаются на все спектакли приходить и учить режиссеров, что показывать можно, а чего - нельзя. И даже то, что их идейный наставник Кехман из благостного поборника веры истинной незаметно превратился в банкрота, рвение батюшек не охладило. Я как минимум одну такую историю знаю из первых рук, от доброго приятеля, к которому (которой) новосибирские борцы за нравственность в рясах пришли недавно с поучениями, как надо правильно ставить спектакль, в театр Музкомедии. Но все же... чтобы вот так, в нарушение закона, ввести прямую цензуру... и не от ретивых батюшек, а непосредственно от Министерства культуры...
          Некоторый опыт подсказывал мне, что тут что-то не совсем чисто, и в течение пары дней может появиться и другая версия событий, слегка отличающаяся от "варианта Фокина". Двух дней ждать не пришлось - хватило одного. Чтобы все было объективно - вот еще одна, уже сегодняшняя, цитата.     

          "Замминистра культуры Александр Журавский заявил, что в Министерстве культуры отсутствует цензура современных пьес, а худрук Александринского театра Валерий Фокин... сделал такой вывод после того, как Минкультуры запросило текст пьесы его сына Кирилла для ознакомления.
          — Насколько я понимаю, Валерий Фокин... близко к сердцу воспринял единичную ситуацию, связанную с одним конкретным случаем, когда Минкультуры сделало запрос по поводу произведения его сына, — сказал Журавский. — Если театр хочет поставить современную пьесу, то он ее ставит. Он не согласовывает ее с учредителем. А если театр хочет получить грант на постановку современной пьесы, то, естественно, эта пьеса рассматривается на экспертном совете, который состоит из специалистов по драматургии, театральных критиков. Но это делается на конкурсной основе."

http://izvestia.ru/news/601499#ixzz3x8HIOn51

          По-моему, все довольно понятно, но на всякий случай коротко изложу сухой остаток, как я его понял. Александринка, худруком которой является Валерий Фокин, заказывает написание пьесы Кириллу Фокину. Это, конечно же, довольно распространенное явление - когда один из крупнейших и старейших театров в России заказывает пьесу очень молодому драматургу (подчеркиваю: не берет у него принесенную готовую пьесу, достоинства которой уже очевидны, как когда-то взяли "Город на заре" у никому не известного Арбузова; нет, именно заказывает, предполагая, что уж у этого-то творца продукт точно получится изрядного качества). Еще уточняю: драматургу, который до настоящего момента издал один сборник рассказов, а вообще-то он студент - обучается на истфаке МГУ. То, что упомянутый очень молодой драматург при этом - одновременно сын худрука Александринки, в данном случае является, разумеется чистым совпадением. Пока всё правильно?
          Тогда идём дальше. Театр хочет получить из госбюджета в виде гранта некую сумму, чтобы эту пьесу приобрести у автора и поставить. Федеральный орган, который распределяет бюджетные средства (по терминологии Минфина - ГРБС, главный распорядитель бюджетных средств) в данной области, т.е. в области культуры - это как раз Минкульт. И вот этот самый Минкульт имеет наглость просить эту самую пьесу, под которую театр желает получить финансирование из бюджета, ему, Минкульту, прислать, чтобы на нее мог посмотреть и оценить её независимый орган, составленный из профессионалов - Экспертный совет при министерстве (такие советы, кстати, существуют в обязательном порядке при любом ГРБС, чтобы распределение бюджетных денег не зависело от чиновников - это прямое требование закона). Всё правильно изложил? Ничего не напутал?
          Ну, вот в связи с этой историей Валерий Фокин и объяснил всем, что в российском театре отныне возрождена цензура, которую осуществляет непосредственно Министерство культуры. Спасибо, конечно, что она пока не касается классических пьес - на Шекспира и Островского эти безумные чиновники пока не покусились, слава богу. Но в будущем - кто знает??? Ведь цензуре стоит только начаться... если, конечно, мы все не возвысим прямо сейчас свой гневный либеральный голос против этого чиновничьего произвола и в защиту творческого благополучия семьи Фокиных.

          Знаете, мне не смешно. Совсем. Потому что хоть режиссура Фокина мне никогда не была близка - ни в "ермоловские" его времена, ни прежде - я к нему всегда относился с уважением, как к профессионалу.
 

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner