Когда я недавно летал в Париж на один день - довольно суматошный был визит, много всего надо было успеть, пожтому считал минуты - меня довольно сильно удивила (неприятно) очередь на паспортном контроле в Орли. И даже не столько то, что она заняла у меня 55 минут - а сзади меня накопилось народу больше, чем было, когда я подошел, так что они отстояли никак не меньше часа - сколько изрядный пофигизм всей этой службы. Из десяти окошек было открыто три. Девушка-офицер смотрела исключительно за тем, чтобы народ не заходил за линию - а, например, переживания людей, которые опаздывали на стыковочные рейсы и которых можно было хотя бы провести вне очереди, ее не волновали вообще. Я даже тогда провел небольшой твиттер-репортаж.
Сегодня на прилете в Дюссельдорф таких приключений не было, но некоторые подтверждения того, что все потихоньку портится, получены все же были. На железнодорожной станции в аэропорту не работало единственное табло, и никого, кто бы мог объяснить людям, какие поезда на какие пути приходят, рядом с ним тоже не было. Местные знают, что это можно еще распечатать в автомате для продажи билетов. А если человек приезжий и этого не знает? А если он плохо владеет английским и немецким? Табло - это вещь на вокзале довольно важная, смею думать. А еще были отключены (или разом сломались) оба эскалатора, ведущие с платформы вверх. И по ним, стоящим, все пассажиры волокли чемоданы - а это довольно длинные эскалаторы. И поскольку здесь тоже никто процесс не регулировал, они заняли этим восхождением оба эскалатора, в результате чего люди отъезжающие не могли, наоборот, спуститься на платформу, начали нервничать, ну и... в общем, это было не по-немецки как-то :)
Я хорошо помню, какое впечатление производила на меня Германия, да и вообще Запад, в 80-е. Тогда между нашими транспортными системами был невероятный контраст. По-видимому, сейчас у нас происходит движение навстречу: в России становится все лучше, а в Западной Европе все потихоньку портится. Видимо, просто не хватает сейчас денег, чтобы все на прежнем уровне поддерживать и еще обновлять.
Но с удовольствием могу сказать, что люди зато хуже не становятся - скорее, даже наоборот; по крайней мере, сегодня мне немцы кажутся более доброжелательными, чем 30 лет назад. Видимо, это вопрос смены поколений.