Теперь - чуть подробнее. После первого действия было-таки ощущение, что это всего лишь очередной довольно средний спектакль, искусственно раздутый критиками до размеров претендента на "Золотую маску". Евгения Симонова (Софья Андреевна), на которую спекакль явно был поставлен, заставляла вспомнить известную байку про то, как великий мхатовский актер Тарханов объясняет, почему он лучше другого великого актера - Москвина ("Все, что есть у Москвина - это сто штампов, на них он и играет все роли. То ли дело я - у меня триста штампов!"). Так вот, Симонова в первом действии напоминала условного Москвина из байки: очевидно, что актриса настоящая, но она не просто играет на штампах (что делают почти все и всегда), а использует из них штук десять. С той еще разницей, что великие мхатовские актеры все же никогда, сколько помнится, не позволяли себе исполнения, при котором часть текста оставалась для публики тайной.
И при этом Симонова все равно выделялась: ее партнеры по сцене впечатляли еще меньше. Особенно - Алексей Дякин (Лёвин), в сцене которого с Агафьей Михайловной (Анна Полянская - довольно стандартная "старушечья" роль, без разочарований и без откровений) случился полный провал по темпоритму.
А после антракта случилось преображение. Появилась яркая, пусть и неровная, Мириам Сехон (хорошо известная по ролям у Женовача) в роли Анны. Появилась удивительная, недооцененная в театре, вынужденная вечно играть там роли второго плана и зарабатывать на жизнь сериалами Татьяна Орлова в роли Черткова (!). Кстати, забыл упомянуть про ее же точную и характерную - при очень сдержанных красках - Аксинью; сцена Софьи Андреевны и Аксиньи - пожалуй, лучшее, что было в первом действии.
И тут преображается Симонова. То ли это такая режиссерская задумка, то ли актрисе просто драматургия до антракта (текст в первых эпизодах и впрямь местами выглядит "лобовым") не позволяла развернуться - но во втором действии она совершенно другая. И смотреть на такую Симонову - удовольствие.
"Русский роман" не потрясает. Но от него действительно получаешь удовольствие. И, в отличие от предыдущего совместного творения Ивашкявичуса и Карбаускиса в этом же театре ("Кант" - я о нем отписывался в свое время), здесь второе действие не хуже, а, напротив, гораздо лучше первого.