Причина-то такого интереса, конечно, понятна, и некоторое злорадство по этому поводу тоже вполне извинительно. Однако странно, с какой охотой комментируют это событие люди, не знающие сути дела. Давайте вкратце расскажу то, что знаю.
Степанова ( бывшая Русанова) - спортсменка, которой природа дала неплохие, но отнюдь не исключительные данные для бега, и никогда не отличавшаяся большим умом. Ее высшее достижение - 3-е место на "зимнем" (в закрытых помещениях), т.е. никому не нужном чемпионате Европы во Франции, где сильнейшие или вообще не бегут, или бегут "под нагрузкой", в качестве контрольной тренировки. В том же 2011 году ее "продавил" на чемпионат мира старший тренер сборной России по этой дисциплине, а заодно ее личный тренер Алексей Мельников. Результат - 8-е место.
К тому моменту она уже давно бегала исключительно "на допинге", благодаря объединенным усилиям своего тренера, своего мужа Виталия (сотрудника РУСАДА, между прочим), доктора Григория Родченкова, а также еще пары людей. Впрочем, вскоре халява закончилась - допинг нашли, Степанову дисквалифицировали.
Когда дисквалификация еще не вступила в силу, Юля попросилась тренироваться к Владимиру Казарину - довольно известному специалисту. По-видимому, вскоре она обнаружила, что у Казарина ей ничего специфического кушать не предлагают, а без этих специфических добавок она бегать не может совсем. Споривной карьере приходил кирдык. И тогда некоторые добрые люди посоветовали ей поговорить со спрятанным диктофоном с другими спортсменками Казарина и добиться от них каких-нибудь ответов, из которых можно будет сделать (при большом желании) вывод о том, что они могли употреблять допинг. Намекнув, что за хорошие записи можно будет получить у больших дяденек существенные суммы денег, вид на жительство в какой-нибудь доброй стране и снятие дисквалификации - т.е. возможность снова состязаться.
Большие дяденьки, надо отметить, не обманули и честно дали все, что обещали. Одного только несчастной Юле они не могли дать (впрочем, и не обещали): умения быстро бегать без допинга. Степанова, если кто забыл, снялась с летнего чемпионата Европы 2016 г., где могла отобраться в Рио как "независимая" спортсменка - загадочная травма у нее тогда вдруг возникла. А теперь не отобралась даже на зимний чемпионат 2017 г.
Поэтому людям, хотя бы немного следящим за спортивными новостями, все эти крики и танцы вокруг совершенно предсказуемого события кажутся странными. А объяснения типа "Меньше надо было времени тратить на доносы, а больше - на тренировки" - забавными.
Степанова никогда не могла бежать без допинга, даже в лучшие годы. А сейчас ей приходится заниматься именно этим - потому что ей очень ясно объяснили, что если главную разоблачительницу российской допинговой программы поймают на допинг-контроле как раз на пике ее разоблачительной деятельности, то она сильно-сильно подставит этим очень влительных людей. И тогда сразу кончатся деньги, вид на жительство и прочие радости. Но без допинга она бежать, повторяю, никогда не могла. Поэтому спортивная карьера главной разоблачительницы российской допинг-системы закончена. Напрямую спортом - т.е. призовыми - она зарабатывать не сможет. Спонсоры и добрые дяденьки скоро закончатся. И тогда жизнь обернется к ней именно той своей стороной, которой она довольно часто оборачивается к стукачам. Не борцам за правду, подчеркиваю, а именно стукачам.
Испытываю ли я в этой связи что-то, похожее на злорадство? Знаете, а ведь пожалуй, что и да. В чем честно и признаюсь вам
Все написанное выше совершенно не отменяет того грустного факта, что допинг в России многие спортсмены, увы, жрали, и что особенно плохо - начиная с юниорского возраста. Так что в целом этот грандиозный скандал, будем надеяться, пойдет нам на пользу, и эту систему если не уничтожит полностью, то серьезно ограничит в масштабах - хотя бы до того уровня, на котором она существует в остальном мире.