Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

А я-то думал, что российская театральная критика уже достигла дна... "Изгнание" в филиале Маяковки.

          Ну да, честно признаюсь: я правда так считал; читатели этого блога в курсе. Но оказалось, что напрасно. Лучше надо думать о людях и больше верить в безграничность их возможностей.
          "Изгнание" было не просто расхвалено московской критикой; нет, оно объявлено одним из главных театральных достижений 2017 года. Ну, пошли мы на него, конечно, не поэтому - а потому что ранее имели собственные весьма неплохие впечатления и от режиссуры Карбаускиса, и от драматургии Ивашкявичуса. Опять-таки, тут мне постоянные читатели блога не дадут соврать, да и по метке "театр" можно здесь найти соответствующие посты.
          Ну, и что в итоге? А вот что. К актерам претензий нет (за исключением, впрочем, Анастасии Мишиной). Притом еще с оговоркой, что та стилистика, которую выстроил в этом спектакле Карбаускис, мне совершенно чужда - соответственно, и такая манера игры актеров тоже. И тем не менее: актеры (все практически сплошь довольно молодые - никого из "звезд") органичны и, скажем так, интересны.
          Режиссура, как уже сказано выше, совсем "не моя" - и никаких претензий, естественно, по этому поводу быть тоже не может. Слава богу, многие десятилетия зрительского опыта позволяют мне разделить понятия "плохо" и "не мое". Нередко бывает, что спектакль совершенно не задевает ничего в моей душе, но при этом я вполне себе получаю удовольствие от того, как это сделано.
          А вот что плохо, причем по-настоящему плохо - так это, совершенно неожиданно, текст. Ивашкявичус - точно хороший драматург, это я по собственному опыту знаю, не от кого-то. Может у хорошего драматурга получиться неудачная пьеса? Конечно. Но не настолько же примитивная, топорная, "лобовая", словно списанная с газетной агитки! И однако ж...
          Умная жена нашла одно возможное объяснение: изначально спектакль ставился в Лондоне. И там он, думаю, нашел свою, небольшую (но хватит, чтобы заполнить маленький зальчик и потом гордо объяснять, что "на спектакле в Лондоне был полный зал!") прослойку благодарной британской публики, не слишком искушенной в чисто театральном смысле, зато прекрасно реагирующей на такую вот этническую "клюкву" из загадочной литовской эмигрантской жизни, с незамысловатыми, но зато правильными и очень толерантными лозунгами.
          Мы все - люди! Мусульмане - не террористы! И литовцы - не похитители нашей идентичности! А личные проблемы у них - ну прямо как у нормальных людей! О-о, как это прогрессивно и смело!
          Искушение уйти после первого действия было велико. Мы его побороли - остались на второе. Но во втором антракте все же не выдержали. Господи, как же хорошо, что я не зарабатываю себе на жизнь написанием театральных рецензий и могу себе позволить уйти с откровенно плохого спектакля!
          ...Вечером, недоумевая, снова стали читать критиков. Неужели ни один из них не написал ни слова о том, насколько беспомощна пьеса? Во всяком случае, мы такого не нашли.
            Снова подумал о том, насколько же чище и честнее мир спортивной журналистики (при всех его огромных изъянах, которые я знаю лучше многих других)! Если клуб А выиграл у клуба Б со счетом 4:0, или бегун К "привез" бегуну Л секунду на ста метрах, самый субъективный, продажный, некомпетентный репортер в отчете напишет именно это. Он может при этом рассказать о чудовищном судействе, травме, некруглом мяче, неровной беговой дорожке - но он все же не напишет, что клуб Б показал вечер волшебного футбола, или что бегун Л летел над дорожкой так, что зрители хватались за сердце от восторга.
          А театральные критики - запросто.
Tags: театр, театр им. Маяковского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment