Разоблачители имеют полное право говорить и писать все, что считают нужным - благо у нас-таки общество демократическое - и не обращать никакого внимания на все, что не совпадает с их светлой картиной мира. Для тех же, кто не принадлежит к этой секте и интересуется фактами, объясню коротко и предельно упрощая (поскольку история этого канала, хоть и недолгая, весьма непроста) суть происходящего - так, как я ее вижу.
Euronews - не совсем классический новостной канал. Скорее, это некий гибрид новостного канала с информационным агентством. Его модель (еще раз: я все упрощаю, чтобы не уходить в подробности) изначально была основана на принципе "учредители участвуют не столько деньгами, сколько своим контентом и системой распространения".
Любому профессионалу понятно, что две главные статьи расходов любого новостного телеканала - это как раз производство контента и распространение сигнала. Если их убрать, то канал будет обходиться недорого - и даже, возможно, будет приносить прибыль.
Соответственно, когда ВГТРК вошел в число учредителей Euronews, он дисциплинированно внес эти два актива: контент, ежедневно производимый всеми каналами холдинга, который отныне бесплатно передавался европейскому каналу, и обязательство распространять этот самый европейский канал на территории России, т.е. обеспечивать ему аудиторию (что, естественно, принципиально важно и для общей репутации канала, и для продаж рекламы). Ну, и плюсом к этому - денежные взносы, конечно. Причем Россия, в отличие от прочих стран, взялась распространять Euronews на эфирном канале, т.е. бесплатном и общедоступном.
Доля ВГТРК в Euronews после ряда операций составила 7,17% - столько же, сколько у других вещателей. Насколько это справедливо, учитывая явно бОльшую долю аудитории, которую обеспечивала каналу ВГТРК по сравнению, скажем, с бельгийцами, итальянцами или португальцами - вопрос тоже интересный, но его мы тут рассматривать не станем. Во всяком случае, русская версия была и остается принципиально важной для благополучия Euronews. И, кстати, ВГТРК исправно платила и платит свои годовые взносы - в отличие от некоторых других членов-учредителей. Забавно, что членские взносы за прошлый год не заплатила, например, ни одна из телекомпаний, представляющих в Euronews страны Евросоюза. Видимо, таким способом европейские вещатели вносят свой вклад в борьбу за распространение свободной информации.
По ряду причин (включая рост конкуренции со стороны новых международных каналов, включая RT, кстати) после 2010 года финансовые дела у Euronews пошли неважно. В 2015 году 53% акций было решено продать египтянину Нагибу Савирису, отчего пакеты всех учредителей естественным образом уменьшились. В 2017 году провели допэмиссию и еще часть акций продали NBC Universal. После этой операции у ВГТРК осталось вовсе жалкие 2,29%, она практически лишилась возможности влиять на назначение главного редактора, да и вообще на политику канала. Но при этом весь Euronews радостно продолжал пользоваться тем главным активом, который ВГТРК внесла в общий котел - огромной, самой большой из всех участников мероприятия, системой распространения сигнала на самую большую из всех языковых аудиторий канала. Более того: при начавшейся цифровизации эта система даже росла, поскольку "Культура" вошла в Первый мультиплекс, обязательный для распространения всеми операторами России.
При этом, напомню на всякий случай, Euronews вещает в России еще и на отдельном канале, круглосуточно, так что ВГТРК свои обязательства аккуратно выполняет - все желающие могут проверить. Конечно, этот кабельный канал видит принципиально меньше зрителей, чем "Культуру". Но это - ровно та ниша, которую Euronews занимает во всех остальных странах вещания; на "пятой кнопке" вы его не найдете нигде.
Иначе говоря, я думаю, что на каком-то этапе ВГТРК просто надоело такое неадекватное, чтобы не сказать - жлобское, отношение, и она решила своим дорогим европейским партнерам прикрыть халяву, которой те радостно пользовались на протяжении многих лет. И совершенно правильно сделала, на мой взгляд.
Правда, она очень раздосадовала этим своим поступком нескольких граждан, входящих в секту профессиональных разоблачителей. Но что ж тут поделаешь... Всем и всегда нравиться, увы, невозможно.