?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          Евангелисты.
          Евангелия, т.е. описания жизни Иисуса, составляют наиболее важную часть Нового Завета - той части Священного Писания, которая, собственно, определяет христианство. Безоговорочная вера в то, что определенные события в жизни Иисуса, описанные в евангелиях, действительно имели место, является совершенно обязательной для христианина.
          Принятием в IV веке Никео-Константинопольского символа веры (о котором еще расскажу отдельно) было определено, что христианин не имеет права сомневаться в ряде фактов: например, что Иисус Христос был зачат непорочно и рожден девой; что он был распят на кресте и умер; что после этого на третий день воскрес, а на сороковой вознесся; что бог представлен тремя разными сущностями (одной из которых как раз и является Иисус, т.е. бог-сын), но при этом бог един и неделим; и т.д. Тот, кто с любым из положений символа веры не согласен, является еретиком. Правда, на вопрос о том, что с ним следует в этой связи сделать, однозначного ответа церковь не дает; в разные времена поступали по-разному. В течение долгого времени за отказ признавать все постулаты символа веры еретика, даже если он кричал, что Иисус для него дороже жизни, казнили (по возможности жестоко), позволяя ему тем самым на деле подтвердить изложенный тезис. Однако сейчас эта практика совершенно прекращена.
          Разногласия и разночтения относительно фактов жизни Иисуса возникли не случайно: дело в том, что единого, полного и непротиворечивого описания этой жизни не существует. Получилось так, что нам досталось довольно много таких описаний, которые принято именовать евангелиями, и между ними существуют многочисленные и весьма серьезные противоречия.
          В том же IV веке руководители христианства в основном договорились о том, какие из вышеупомянутых воспоминаний считать правильными (каноническими), а какие - недостоверными (апокрифами). В результате довольно долгих дискуссий, которые длились минимум два века, богословы определили сначала, что канонических евангелий может быть только четыре (главную роль тут, пожалуй, сыграл Ириней Лионский), а затем - что это именно евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
          Все остальные жизнеописания Иисуса, дошедшие до нас, как источники подлинного знания церковью не рассматриваются. Впрочем, в некоторых ответвлениях христианства авторы иногда используют данные апокрифов в трудах по истории церкви.
          Апокрифические евангелия также часто служат источником информации для светских литераторов, которые, разумеется, не обязаны строго соблюдать церковные каноны. Один из самых известных таких примеров - "Мастер и Маргарита", в которой Булгаков, как мне кажется, явно использовал Евангелие от Никодима.
          Однако и в четырех канонических евангелиях есть немало противоречий. Более того, одно из них - от Иоанна - настолько сильно отличается от остальных, что эти три евангелия церковь именует синоптическими, т.е. совпадающими между собой.
          Действительно, версия событий жизненного пути Иисуса в изложении Иоанна довольно сильно отличается от других евангелистов. Например, только Иоанн утверждает, что любимым учеником Иисуса являлся он, Иоанн - что, естественно, накладывает отпечаток на всю канву его рассказа. Впрочем, между версиями синоптиков тоже имеется немало расхождений.
          В принципе нет ничего необычного в том, что воспоминания разных очевидцев одного события, тем более записанные по памяти много лет спустя после этого события, расходятся в деталях - в истории такое встречается постоянно. Проблема в том, что церковь рассматривает канонические евангелия не как исторический документ, а как набор священных текстов, в которых нет и не может быть изъянов.
          Могли ли евангелисты, будучи обычными живыми людьми (пусть и канонизированными впоследствии), ошибаться в тексте? На взгляд обычного человека - конечно. Церковь, однако, отрицает такую возможность; она считает, что тексты канонических евангелий являются богодухновенными, т.е. рукой данных четырех авторов водил непосредственно бог, который, разумеется, непогрешим.
          Понятно, что у человека, склонного рассуждать в рамках обычной светской логики, в этом месте возникает в голове неизбежное противоречие. Или евангельские тексты непогрешимы и совершенны - и тогда между ними не может быть противоречий. Или они могут, как любые воспоминания, содержать неточности - и тогда, разумеется, нельзя считать, что в них каждое слово совершенно и непогрешимо.
          Церковь с этим противоречием успешно справилась описанным выше способом - установив, что человек, сомневающийся в справедливости обоих приведенных тезисов, является еретиком (более мягкий вариант: просто не способен на своем уровне понять их истинную суть и потому должен принять на веру разъяснения людей более сведущих).
          Для непредвзятого читателя, однако, такое объяснение не всегда выглядит достаточно убедительным. Сложностей добавляет то, что из канонических евангелий только два написаны людьми, которые с Иисусом общались много и могли непосредственно от него узнать столь многочисленные подробности его жизни (включая даже те, что относятся к его раннему детству, а также обстоятельствам зачатия и рождения) - это апостолы Матфей и Иоанн. Что касается двух других, то Марк был учеником апостола Петра - т.е. неизвестно, насколько много он лично слышал Иисуса, да и слышал ли его вообще, или же основывался в своем тексте на пересказе слов, услышанных от Петра. Наконец, Лука - несомненно, человек весьма ученый, судя по его тексту - мог узнать те факты, о которых повествует, от апостола Павла, поскольку был его спутником в путешествиях (предполагают также, что и переводчиком). Между тем Павел, как известно, в число двенадцати апостолов не входил, и сам Иисуса видел очень мало - только в тот краткий период (чуть более месяца), который прошел между его воскресением и вознесением.
         

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner