?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Непорочное зачатие - часть I.
          Этот вопрос, и без того один из самых противоречивых и труднообъяснимых в христианской апологетике, дополнительно запутывается  той мешаниной, которая возникла с ним в русскоязычном богословии. Так уж получилось, что одним и тем же словосочетанием "непорочное зачатие" на русский язык были в свое время переведены два совершенно разных понятия, на латыни определяемые как Immaculata Conceptio и Virginalis Conceptio.
          Первое из них относится к относительно мало известной рядовому православному люду концепции изначальной непорочности Девы Марии. В этом случае непорочность трактуется не как зачатие нетрадиционным способом, а как изначальное отсутствие у данной человеческой особи того первородного греха, с которым, по мнению настоящего христианина, рождается на свет любой человек, и который может быть искуплен только его присоединием к христианской церкви - в этом случае он как бы попадает в тот круг избранных лиц, за которых все их грехи заранее искупил Иисус своей жертвой.
          Т.е. "непорочность" зачатия Марии никак не связана собственно с процессом её зачатия родителями (Иоакимом и Анной), который произошел вполне обычным и естественным способом. Речь здесь идет о том, что прямо в момент зачатия Мария уже была, в отличие от всех прочих граждан, свободна от греха - и таковой оставалась в течение всей своей жизни, вплоть до смерти (успения).
          Правда, у монахов францисканского ордена на этот счёт есть своё мнение: они как раз считают, что Мария была именно зачата нетрадиционным, свободным от всяческого греха (каковым в христианстве традиционно считаются плотские сношения) способом - в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот. Но помимо них больше никто, кажется, с такой концепцией зачатия (извините за невольный каламбур) не согласен.
          Распространилась идея непорочного зачатия Девы Марии довольно поздно - впервые она была сформулирована в специально написанном богословском труде Эдмера только в XII веке, и пробивала себе путь с некоторым трудом. Самые первые изображения Анны на фресках (по крайней мере, считается, что там изображена именно она) датируются не раньше VIII века.В итоге постулат о непорочном зачатии Девы Марии был официально принят только в 1854 году Папой Пием IX, и принят он был только католической церковью - все остальные ветви христианства её до сих пор так или иначе отвергают (хотя в православном богослужении Дева именуется Пресвятой и Пречистой, это не означает, что она свободна от первородного греха).
          В такой позиции не-католиков есть свой резон: в каноническом Священном Писании о непорочности зачатия Девы Марии вообще ничего не говорится. Потому свою концепцию католические богословы выводят (путем порой довольно произвольных трактовок) из трудов богословов же, живших в древние времена - т.е. из Священного Предания, что для многих христиан сразу снижает авторитетность первоисточника (а протестанты, как известно, вообще не считают Предание источником знаний о вере).
          Особенно неоднозначными выглядят приводимые в богословских трудах ссылки на апокрифы (напр., Протоевангелие Иакова и Евангелие Псевдо-Матфея) - т.е. тексты, которые самой церковью были признаны сомнительными в смысле их истинности и достоверности. Любопытно, что в канонических евангелиях и родители Марии вообще не упоминаются - вся информация, которая у нас есть об Иоакиме и Анне, сугубо апокрифична.
          Это не помешало церкви, однако, вполне официально почитать их - причем не только католической, но также и православной. Хорошо известная москвичам улица Якиманка, например, получила своё название от придела Иоакима и Анны, пристроенного к Благовещенской церкви (увы, взорванной в 1969 году). Родителей Марии совместно в православной церкви называют богоотцами (не спрашивайте, почему) и поминают их ежегодно 9 сентября, плюс еще отдельно отмечают успение святой Анны 25 июля (это всё по церковному, т.е. юлианскому, календарю).
          Что касается католической церкви, где культ Девы особенно силен, то она, как уже было сказано ранее, признает непорочное зачатие Девы Марии в качестве одного из догматов, в истинности которых доброму католику сомневаться неуместно. Вас, возможно, удивит, что 8 декабря - день, когда празднуется это знаменательное событие (именно в этот день в 1854 году Папа Пий IX издал соответствующую апостольскую конституцию Ineffabilis Deus) - является выходным в ряде стран (Италия, Испания, Португалия, Аргентина, а также почему-то Австрия). 
       
       
       

Comments

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner