Первое государство, в котором христианство было провозглашено государственной религией - Армения. Этот факт общеизвестен и никем не оспаривается. Дискуссии историками, церковными и светскими, ведутся исключительно о том, с какого года вести отсчет государственного христианства. Называются разные годы - 300, 301,303, 310, 312 - но в любом случае получается раньше, чем у Константина в Риме (325). Правда, официальный Рим - в тот период, как считается, жестокий гонитель христианства - к этому процессу тоже, как ни странно, приложил руку.
Стоит заметить, что Армения в древнем мире была страной гораздо более заметной и могучей, чем можно предположить, глядя на её сегодняшние границы. В эпоху античности существовала т.н. "Великая Армения", границы которой доходили до Египта, Средиземного моря и Каспийского моря (правда, уже сильно растерявшая своё могущество к началу IV века). К сожалению, сегодня мы знаем про эту, видимо, весьма развитую и обладавшую богатой культурой страну крайне мало, причем сведения эти нам достались в основном из внешних, т.е. неармянских, источников - в Армении практически ничего не сохранилось (на свидетельствах иностранцев вынужден был основываться в своей знаменитой "Истории Армении" даже армянин Мовсес Хоренаци - к которому, впрочем, многие историки относятся с большим подозрением). Почему так получилось? Люди, знакомые с обычаями ранних христиан (впрочем, не только ранних), думаю, уже знают ответ. А остальные вскоре узнают.
Первым христианским монархом в истории стал, таким образом, армянский царь - Трдат III, принадлежавший к династии Аршакидов (в западных источниках его чаще называют Тиридат; это неправильно, но так легче произносится). Судьба у него, в соответствии с духом времени, складывалась непросто. В 252 году его отца Хосрова и почти всю семью зарезали персидские, как сейчас бы сказали, террористы. Младенец Трдат практически чудом избежал смерти - единственного выжившего наследника сумели спасти, а затем вывезли в Рим, где он рос при дворе императора.
В 287 году именно император Диоклетиан (тот самый, которого христиане обзывают разными словами за его антихристианскую политику) посадил Трдата на армянский трон, который тот и занимал до 330 года (с небольшим перерывом в 296-298 годах, когда его выгоняли из страны персы).
Параллельно этой занимательной истории в жанре исторической хроники разворачивалась еще одна - более близкая к психологическому триллеру. Правда, знаем мы об этих событиях в изложении армянских, и притом христианских, историков (Агафангела и прочих), так что их достоверность несколько сомнительна. Ну, что есть, то есть.
Так вот, в процессе принятия царских полномочий, как сообщает Агафангел, Трдат обнаружил, что один из его сподвижников отказывается принести жертву богам, как положено, в результате чего выяснилось, что он - христианин. Тут же как-то невзначай обнаружилось, что этот христианин - еще и сын того самого главы персидских террористов, который много лет назад организовал убийство царя Хосрова, и сам при этом был убит, а этого самого сына верные люди тайно вывезли из Армении и воспитали, а потом он вырос и устроился в свиту Трдата, но ничего о своем происхождении не рассказывал много лет, а выбрал для своего каминг-аута самый подходящий момент... Голливуд отдыхает, словом. Эх, знал бы Верди подробности армянской истории начала четвертого века - точно бы написал про это оперу; он обожал такие сюжеты.
В общем, этого сына террориста посадили в яму, а Трдат стал править Арменией. Христианские историки уточняют, что в этот период он очень преследовал при этом христиан. Но подробностей этих гонений не приводят, что и неудивительно: христианам в Армении в больших количествах в то время особо-то и взяться было неоткуда. Да и гипотетическая опасность для государства, исходившая от этих немногочисленных христиан, была, по сравнению с теми же персами, мягко говоря, не очень велика. Говоря попросту, Трдату после Нисибисского мира 298 года, когда Галерий разгромил армию шаханшаха Нарсе и вернул в Армению назначенного Римом царя, было, чем заняться, помимо христиан. Если, конечно, не принимать гипотезу о том, что члены христианских общин оказались коллаборационистами и поддерживали персидских оккупантов.
Потом к истории добавился еще один оттенок: в ней возник модный ныне мотив харассмента, связанный с появлением в Армении дев-рипсимиянок. Подозрительно звучащее это слово не означает ничего неприличного: просто все эти девушки сопровождали одну очень красивую, как утверждали, барышню по имени Рипсиме. В её честь их всех именно так в Армении (а также в истории) и прозвали.