Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Христианство для начинающих

Первое христанское государство. Часть I
          Первое государство, в котором христианство было провозглашено государственной религией - Армения. Этот факт общеизвестен и никем не оспаривается. Дискуссии историками, церковными и светскими, ведутся исключительно о том, с какого года вести отсчет государственного христианства. Называются разные годы - 300, 301,303, 310, 312 - но в любом случае получается раньше, чем у Константина в Риме (325). Правда, официальный Рим - в тот период, как считается, жестокий гонитель христианства - к этому процессу тоже, как ни странно, приложил руку.
          Стоит заметить, что Армения в древнем мире была страной гораздо более заметной и могучей, чем можно предположить, глядя на её сегодняшние границы. В эпоху античности существовала т.н. "Великая Армения", границы которой доходили до Египта, Средиземного моря и Каспийского моря (правда, уже сильно растерявшая своё могущество к началу IV века). К сожалению, сегодня мы знаем про эту, видимо, весьма развитую и обладавшую богатой культурой страну крайне мало, причем сведения эти нам достались в основном из внешних, т.е. неармянских, источников - в Армении практически ничего не сохранилось (на свидетельствах иностранцев вынужден был основываться в своей знаменитой "Истории Армении" даже армянин Мовсес Хоренаци - к которому, впрочем, многие историки относятся с большим подозрением). Почему так получилось? Люди, знакомые с обычаями ранних христиан (впрочем, не только ранних), думаю, уже знают ответ. А остальные вскоре узнают.
          Первым христианским монархом в истории стал, таким образом, армянский царь - Трдат III, принадлежавший к династии Аршакидов (в западных источниках его чаще называют Тиридат; это неправильно, но так легче произносится). Судьба у него, в соответствии с духом времени, складывалась непросто. В 252 году его отца Хосрова и почти всю семью зарезали персидские, как сейчас бы сказали, террористы. Младенец Трдат практически чудом избежал смерти - единственного выжившего наследника сумели спасти, а затем вывезли в Рим, где он рос при дворе императора.
          В 287 году именно император Диоклетиан (тот самый, которого христиане обзывают разными словами за его антихристианскую политику) посадил Трдата на армянский трон, который тот и занимал до 330 года (с небольшим перерывом в 296-298 годах, когда его выгоняли из страны персы).  
          Параллельно этой занимательной истории в жанре исторической хроники разворачивалась еще одна - более близкая к психологическому триллеру. Правда, знаем мы об этих событиях в изложении армянских, и притом христианских, историков (Агафангела и прочих), так что их достоверность несколько сомнительна. Ну, что есть, то есть.
          Так вот, в процессе принятия царских полномочий, как сообщает Агафангел, Трдат обнаружил, что один из его сподвижников отказывается принести жертву богам, как положено, в результате чего выяснилось, что он - христианин. Тут же как-то невзначай обнаружилось, что этот христианин - еще и сын того самого главы персидских террористов, который много лет назад организовал убийство царя Хосрова, и сам при этом был убит, а этого самого сына верные люди тайно вывезли из Армении и  воспитали, а потом он вырос и устроился в свиту Трдата, но ничего о своем происхождении не рассказывал много лет, а выбрал для своего каминг-аута самый подходящий момент... Голливуд отдыхает, словом. Эх, знал бы Верди подробности армянской истории начала четвертого века - точно бы написал про это оперу; он обожал такие сюжеты.
          В общем, этого сына террориста посадили в яму, а Трдат стал править Арменией. Христианские историки уточняют, что в этот период он очень преследовал при этом христиан. Но подробностей этих гонений не приводят, что и неудивительно: христианам в Армении в больших количествах в то время особо-то и взяться было неоткуда. Да и гипотетическая опасность для государства, исходившая от этих немногочисленных христиан, была, по сравнению с теми же персами, мягко говоря, не очень велика. Говоря попросту, Трдату после Нисибисского мира 298 года, когда Галерий разгромил армию шаханшаха Нарсе и вернул в Армению назначенного Римом царя, было, чем заняться, помимо христиан. Если, конечно, не принимать гипотезу о том, что члены христианских общин оказались коллаборационистами и поддерживали персидских оккупантов.
          Потом к истории добавился еще один оттенок: в ней возник модный ныне мотив харассмента, связанный с появлением в Армении дев-рипсимиянок. Подозрительно звучащее это слово не означает ничего неприличного: просто все эти девушки сопровождали одну очень красивую, как утверждали, барышню по имени Рипсиме. В её честь их всех именно так в Армении (а также в истории) и прозвали.
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments