Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Category:

Христианство для начинающих

Пётр и Павел. Часть 1.
          Имена этих двух апостолов народ - как христианский, так и неверующий - привычно произносит через запятую, считая их как бы единым целым. Это вполне естественно: они очень часто вместе упоминаются в трудах богословов и молитвах, и множество храмов тоже посвящено им обоим сразу (даже в городе святого Петра, бывшей столице России, первый и главный собор - не Петровский, а Петропавловский). Да и день почитания им установлен общий. Всем известно с детства, что 12 июля - это тот день, когда "Пётр и Павел час убавил". С датой поминовения апостолов, правда, возникает некоторая путаница, потому что 12 июля - это 29 июня по православному, т.е. юлианскому, календарю; а католики при этом почему-то поминают Петра и Павла 29 июня по своему, т.е. григорианскому, календарю. Ну, это не очень существенно, на самом деле. Хоть и непонятно.
          Во всяком случае, все в результате уверены, что Петр и Павел были при жизни то ли просто соратниками, то ли даже близкими друзьями. Однако, судя по всему, ничего подобного на самом деле не было. Объединены были эти два выдающихся деятеля христианства по признаку их "первоверховности", но очень похоже, что такое сближение было искусственно произведено богословами лишь спустя много лет после смерти обоих святых. Совместно, как двоих "главных" последователей учения Иисуса, их начинают вспоминать никак не раньше IV века - т.е. спустя минимум лет триста после известных всем событий. А в реальной жизни, насколько можно судить, отношения между ними были отнюдь не близкими - и даже, честно говоря, не очень простыми.
          Петр, как многие, несомненно, помнят, был одним из двух учеников, первыми призванных Иисусом идти за ним и продвигать в массы новую религию. Формально первым из двоих братьев был призван Андрей (отчего его называют Первозванным). Но зато уже позже, когда Иисус как-то решил испытать учеников и спросил, кем они считают его, первым сориентировался другой брат, по имени Симон - и дал совершенно правильный ответ: Христом (спасителем), сыном божьим. Ответ учителю очень понравился, и он тут же переименовал своего ученика, сообщив ему, что именно его новое, только что приобретенное, имя означает: оно означает, что он станет камнем новой веры.
Тут, правда, есть одна тонкость. По-гречески Πέτρος действительно означает "камень". Но представить себе, что иудей Иешуа  решил вдруг назвать иудея же Симона греческим словом (при том, что Симон, у которого социальное происхождение было "из рыбаков", вряд ли мог владеть этим заморским языком), довольно трудно. Собственно, в богословии с этим никто и не спорит: считается, что назвал он его Кифа - это тот же камень, только по-арамейски. А Петр, соответственно - имя, под которым апостола узнали несколько позже, когда труды, частично вошедшие впоследствии в Новый Завет, перевели на греческий. Заодно и Иешуа стал Иисусом.
          Так или иначе, Петр был одним из двенадцати апостолов, т.е. принадлежал к самому близкому кругу учеников Христа, да еще и был особо им отмечен. После распятия Христа Петр, как ему было заповедано, старался максимально распространить новую веру, причем был в этом весьма успешен: Священное Писание утверждает, что после его проповедей слушатели переходили в христианство буквально тысячами. У меня нет сомнений в том, что он при этом постоянно ощущал свою особую роль, поскольку именно он удостоился чести быть любимым учеником самого бога (у Иоанна, как я уже упоминал, было по этому поводу свое мнение, но среди евангелистов он находится в меньшинстве).
И только тут на сцене появляется Павел.
Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments