?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Петр и Павел. Часть 2.

     Павел - в некоторых отношениях прямо-таки противоположность Петру. Прежде всего, он не только не претендовал на титул «любимого ученика», но и вообще не был апостолом (в изначальном смысле слова, по крайней мере): не входил ни в ближний (12), ни в более широкий (70) круг учеников Иисуса. Более того: он никогда не встречался с Иисусом в период его «человеческой» жизни.
     Далее: будучи, как и все вокруг него, иудеем, он при этом, в отличие от прочих граждан, не просто проживал на территории Иудеи, завоеванной Римом, в статусе местного оккупированного жителя, а имел полноценное римское гражданство, что было явлением весьма нечастым. Впоследствии оно его не раз выручало, кстати, когда его отпускали из-под ареста власти разных городов, куда он приезжал проповедовать. И даже казнили его в итоге не через распятие, как прочих ранних христиан, а более уважительно (и гораздо менее мучительно) – путем отрубания головы.
     Наконец, он был типичным молодым активистом провластного (т.е. поддерживавшего римские власти) движения и активно участвовал в преследованиях первых христиан – например, известно, что он принял участие в казни первомученика Стефана. Правда, лично убивать еретика ему не доверили, ввиду несовершеннолетия; доверили только «сторожить одежды». Используя язык более поздних времен, можно было бы сказать, что «пока блатные раздевали фраера, малолетка стоял на шухере» - если бы в данном случае убивавшие Стефана граждане не были, наоборот, представителями силовых структур официальной власти.
         
На всякий случай уточню здесь, что в канонических евангелиях, включенных в Новый Завет, Павел не упоминается вообще, ни разу – даже в том, что написано Лукой, который вроде как был его спутником и переводчиком. Впервые Павел появляется на страницах Священного Писания только в главе Деяния Апостолов – но зато после этого немедленно становится главным персонажем всего последующего повествования.
      Обращение его к новой вере произошло тем же быстрым и эффективным способом, которым впоследствии был превращён в доброго христианина уже известный вам Трдат: насыланием болезни с её последующим излечением. Случилось это так: где-то в начале 34 г. очень молодой человек (даже, я бы сказал, тинэйджер, поскольку получается, что ему было тогда от силы лет 15), уже успевший, тем не менее, зарекомендовать себя непримиримым отношением к христианам (если бы тогда существовали характеристики, в его служебном формуляре было бы записано «Беспощаден к врагам Рима»), по имени Шаул, или Саул (или, в более привычном русскому уху варианте, Савл), шел себе по дороге, направляясь в Дамаск. Внезапно он услышал откуда-то сверху голос, сказавший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». Как выяснилось, обращался к юноше Иисус, пребывавший в тот период как бы в промежуточном состоянии: уже воскрес после казни, но еще не вознесся.
         
Возможно, Савл не обратил бы особого внимания на этот голос – мало ли что может померещиться от ближневосточной жары! – однако непосредственно после этой кроткой жалобы выяснилось, что молодой человек внезапно потерял зрение.
         
В таком горестном состоянии, с помощью неких добрых людей (это – лишь мое предположение, но оно мне кажется логичным, поскольку иначе ему бы было туда просто не дойти; в Библии, правда, о них ничего не говорится – вероятно, потому, что эти люди не были христианами) наш молодой человек добрался до Дамаска. И, видимо, находился в полном отчаянии: в пятнадцать лет внезапно ослепнуть – это серьезное потрясение. Но тут другие добрые люди подсказали Савлу, что исцелить его от ужасного недуга может лишь тот, кто этот недуг наслал (вам это не напоминает фразу из одной книги, написанной намного позже, но тоже имеющей некоторое отношение к вопросам христианской истории?). Носителем такового умения оказался некий Анания – христианин, входивший в «широкий круг» учеников Иисуса, т.е. бывший одним из «семидесятников».
         
Анания, получив предварительно соответствующие указания путем откровения свыше, появился на пороге дома, где остановился Савл, объяснил ему, кто и за что его так наказал, а также какой из этой ситуации есть выход – и тут же именем господа исцелил его. Прозревший молодой человек, что вполне естественно, выразил желание немедленно присоединиться к религии, в которой бог может запросто наслать на человека такую напасть, а потом от нее исцелить. Анания тут же и окрестил его, т.е. официально принял в ряды христиан, заодно переименовав в Павла – чтобы новообращенному было легче отмежеваться от своего неблаговидного прошлого.
         
А дальше произошло – возможно, не в первый раз в истории человечества; а может, и в первый; но уж точно не в последний – то, что люди впоследствии определили как «стремление стать святее Папы римского». Думаю, вы оцените особое изящество этого выражения в данном случае, если вспомните, что католическая церковь считает именно святого Петра самым первым понтификом.
     У человека, который присоединился к христианскому движению гораздо позже прочих учеников (и к тому же был моложе их всех), но который при этом страстно хотел стать одним из главных деятелей этого движения, просто не было другого выбора: он поневоле был вынужден отстаивать основы христианства яростнее всех прочих. Ревнивая напряженность со стороны «настоящих» учеников была ему, соответственно, гарантирована, и особенно – со стороны «главного настоящего», т.е. Петра, тем более с учетом его бурного темперамента, неоднократно отмеченного в Писании. Ну, Павел большой кротостью, даром что проповедовал учение о подставлении под удар второй щеки, тоже не отличался – в этом смысле они друг друга стоили.
         
Протодиакон Андрей Кураев, на мой взгляд, придумал отличную аналогию для описания ситуации, в которой оказался Павел. Представьте себе, что в наше время на заседание Священного Синода, где заседают патриарх и митрополиты, приходит некий священник, рукоположенный всего лет пять назад; причем всем известно, что он – бывший майор КГБ. И вот этот священник начинает спорить с синодальными старцами и объяснять им, как надо правильно понимать идеи Иисуса! Как это будет воспринято?
     По-моему, из этого объяснения понятно, почему у остальных учеников Иисуса постоянно возникала с Павлом конфликты. Конечно, бывало, что в каких-то ситуациях Петр и Павел заключали тактический мир – например, когда на Апостольском соборе в Иерусалиме надо было победить т.н. «иудео-христиан» (говоря попросту, они объединились в блок против Иоанна). Но в целом их отношения характеризовались настолько острым соперничеством, что упоминания об их разногласиях и взаимных обвинениях остались даже в Писании (Послание к Галатам).
     Наверное, было бы неправильно не упомянуть здесь о довольно распространенном мнении, в соответствии с которым роль Павла как фактически создателя христианской церкви была позже очень сильно раздута его почитателем – богатым судовладельцем по имени Маркион. Есть даже теория, в соответствии с которой Маркион вообще выдумал Павла.
     Какие-то основания для таких рассуждений, пожалуй, есть: до Маркиона никаких достоверных сведений о текстах, которые впоследствии вошли в Новый Завет в виде Деяний и Посланий (т.е. о том, что делает Павла одним из главных деятелей христианства), у нас нет – и только пара довольно сомнительных по датировке мимолетных упоминаний о вообще его, Павла, существовании имеется у Климента и Поликарпа. Маркион же прибыл в Рим только в 142 году – т.е. добрый век спустя после всех этих событий. Тот же Маркион фактически создал и самый первый вариант Нового Завета - с одним-единственным евангелием и без Деяний Апостолов и Откровения; эти книги, входящие сегодня в Новый Завет в качестве его полноправных частей, а также еще три евангелия, становятся известны позже.
          Кстати, какое именно евангелие содержалось в том сборнике Маркиона - неясно. Любопытно также, что маркионов Новый Завет был написан уже на греческом языке. И почему первые известные нам священные тексты возникают только век с лишним спустя после казни  Иисуса (у историков даже существует термин "век молчания" - конечно, историков светских, а не церковных) - вопрос, на который так и нет ясного ответа.  Впрочем, это всё уже относится к другой теме.
         

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner