Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Category:

Христианство для начинающих

Раскол.
       
История христианства - это история постоянного возникновения ересей и борьбы с ними. Отдельное место в ней занимают расколы - ситуации, при которых не просто от основного русла веры отделялись ручейки разной величины (что происходило постоянно), а  сам поток делился практически пололам - и дальше возникали две независимые друг от друга реки, которые текли параллельно.
          Можно сказать, что история христианства - это такая уникальная "река наоборот", в которой вместо того, чтобы воде собираться постепенно со всей округи через ручейки, ручьи и речушки в одну большую реку, происходит ровно обратный процесс.
          Расколов в истории было несколько, и я как минимум про один из них - т.н. "великую схизму", когда разошлись западные и восточные христиане - еще расскажу. Если, конечно, не брошу свой проект прежде того.
          Однако сейчас речь пойдет о русском расколе - огромной трагедии, суть и размеры которой, как показывает мой опыт общения, в сегодняшней России мало кто представляет.
          Если спросить стандартного молодого человека, исправно крестящегося в церкви, чем именно исповедуемое им христианство так сильно отличается от старообрядческой версии, он, скорее всего, ничего путного не скажет.Ну, давайте разберемся - благо дело это недолгое. Просто выпишу в строчку всё, что реформы патриарха Никона требовали от верующих делать иначе, чем прежде.
          Вместо "Исус" надо было писать "Иисус". Вместо двух сведенных вместе пальцев - креститься тремя сведенными вместе пальцами. Вместо обхода церкви "посолонь" (по солнцу) обходить её "противосолонь". И вместо "сугубой аллилуйи" (т.е. двукратного повторения слова "аллилуйя" во время молитвы) её "трегубить" (произносить три раза).
          Что, и это - всё? Ну, в общем, если по сути, то да. Это - всё. А во всем остальном старообрядцы (т.е. те, кто не захотел принять слегка изменённые обряды) остались не просто христианами, а все теми же совершенными православными. У них оставались те же святые, молитвы, иконы, церкви, практически не изменившиеся богослужебные книги... да всё то же!
          Теперь я напомню вам (а для кого-то, возможно, это будет и новостью, поскольку вспоминать и тем более рассказывать своей пастве об этих страницах из жизни церкви святые отцы как-то стесняются), каким именно способом та часть православных деятелей, которая получила поддержку светской власти (а  именно - царя Алексея Михайловича, известного как "тишайший"), кротко и незлобиво убеждала заблудших своих братьев и сестер, что те заблуждаются.
          Про уморенных голодом сестер Соковниных (по мужьям - Морозова и Урусова) я как-то уже упоминал. Про протопопа Аввакума, сожженного заживо, многие наверняка и без меня знают. А теперь, чтобы было понятнее, каковы были масштабы мирного наставления в новых правилах - цитата из статьи Александра Пругавина, русского историка и публициста, написанной в 80-е годы XIX века - соответственно, она никак не может быть отнесена к большевистской пропаганде. Только предупреждаю: людям с пылким воображением следующий абзац лучше пропустить - потом можете не заснуть. И тем, кто некрепок в вере и боится усомниться в основах самой мирной из религий, тоже читать его, возможно, не стоит.
           «При самом появлении Раскола власть захотела покончить с ним крутыми, суровыми мерами. И вот кровь полилась рекой. Все первые вожаки и предводители Раскола умерли на плахе, сгорели в срубах, исчахли в заточениях. Беспощадные пытки, бесчисленные, мучительные казни следуют длинным, беспрерывным рядом. Раскольников ссылали, заточали в тюрьмы, казематы и монастыри, «пытали и жгли огнём накрепко», секли плетьми «нещадно», рвали ноздри, вырезывали языки, рубили головы на плахах, клещами ломали ребра, кидали в деревянные клетки и, завалив там соломою, сожигали, голых обливали холодною водой и замораживали, вешали, сажали на кол, четвертовали, выматывали жилы… словом, всё, что только могло изобрести человеческое зверство для устрашения, паники и террора, – всё было пущено в ход».
          По подсчетам Никиты Кричевского (он, конечно, историк-любитель, но в том, что касается цифр, довольно убедителен) прямые потери "человеческого материала" в России в результате церковной реформы составили около 2,2 миллиона человек. Более консервативные профессионалы говорят обычно про полтора миллиона. Хорошо, пусть так. Пусть даже миллион - меньше не дает никто из независимых (не церковных) историков. Это - только убитых (выше описано, каким образом) и погибших непосредственно в результате преследований. Минимум миллион! В России середины XVII века!
          Что же касается бежавших, то тут число репрессированных уже будет восьмизначным. Мы привыкли говорить про тех, что бежал на Урал, в Сибирь, в степи. Но бежали ведь еще и на Запад - только в Польше с Литвой в начале XVIII века таких беженцев насчитывался минимум миллион (по другим данным - полтора). Это считали только мужчин.
          И единственной формальной причиной этой зверской расправы церкви над огромной частью собственного народа - причем, повторяю, точно такими же православными - было то, что эти люди не выразили готовность немедленно и безусловно принять совсем небольшие формальные изменения в процедуре богослужения, а также выражали недовольство, когда в церквах сжигали их древние богослужебные книги.

          Честно говоря, для меня за всё то время, что я изучаю историю христианства, история русского раскола стала самым сильным потрясением.
        
         
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments