На каком-то этапе изучения истории христианства я вдруг понял, что преследования первых христиан в Древнем Риме и все сопутствовавшие этому процессу жестокости совершенно не вписываются в ту общую логику, в которой существовала эта империя на протяжении нескольких веков. Понял - и удивился: а чего это, соственно, римляне именно к христианам так прицепились?
Наиболее понятный пример для сравнения лежал настолько рядом, что не заметить его было практически невозможно - и я сам, помнится, удивился собственной тупости, когда этот пример наконец-то разглядел. Речь, конечно, об иудаизме.
Главные события в истории христианства происходили, как известно, на территории одной ближневосточной римской колонии. И как раз текст священного писания дает массу сведений о том, насколько либерально римляне относились к религиям местного населения на покоренных ими территориях - в описываемом случае, конкретно к иудаизму. Причем эти сведения - в отличие от некоторых других утверждений, содержащихся в Новом Завете - полностью совпадают с данными других исторических источников.
Из евангельских текстов очевидно, что завоеванные Римом иудеи пользовались невероятной, по меркам многих более поздних империй, степенью религиозной свободы. Мало того, что они имели свой храм, в который свободно ходили и безо всяких препятствий там молились. У них сохранилась структура религиозного управления: синедрион пользовался огромной степенью автономии в религиозных вопросах. Да о чём вообще говорить, когда полноправный наместник, префект Иудеи, не имел права даже самостоятельно решить, кого ему помиловать, и обязан был подчиняться в этом вопросе диктату представителя завоёванного населения?!
Ну вот просто представьте себе, что в оккупированном немцами в 1942 году Киеве местный раввин приходит к гауляйтеру и в ультимативной форме требует освободить по случаю пасхи (хоть еврейской, хоть лютеранской) такого-то пойманного партизана. И гауляйтер, поморщившись, умывает руки и этого партизана послушно освобождает! Или священник местной православной церкви в Болгарии, завоеванной турками, безапелляционно требует у янычаров освободить одного местного жителя, которому как раз собирались перерезать горло - а то у нас тут традиция такая, у православных болгар? И янычар со вздохом сожаления откладывает в сторону ятаган - куда ж деваться, раз традиция... придется отпустить...
Причем Рим не просто терпел присутствие чужих божеств на своей территории; во многих случаях он их ассимилировал в собственный пантеон. Думаю, такая толерантность связана с тем, что римская мифология изначально покоилась на активном заимствовании и адаптации богов завоеванных народов, и идея добавления нового бога (при необходимости - в несколько изменённом виде) совершенно не вызывала в народе аллергии. Логика римлян выглядела примерно так: если в завоеванном месте есть какие-то местные божества, то не стоит без необходимости с ними ссориться - наоборот, надо с ними, как минимум, установить нормальные отношения, а паче чаяния - как-то и приспособить их к общему укладу римской жизни.
Римляне спокойно признавали и перса Митру, и запутанного происхождения Кибелу (у неё есть корни и в Малой Азии, и в Греции). А совершенно египетской Исиде так вообще официально ставили храмы - один такой сохранился в Помпеях.
Получается какая-то странность: римляне с редкой толерантностью относились ко всем довольно распространённым в империи религиям; но вот крайне немногочисленных последователей одной иудейской ереси, которую проповедовал некий фанатик, казнённый на пасху вместе с еще двумя разбойниками, почему-то преследовали и старались казнить, по возможности - публично и мучительно.
Ну, положим, гонения во времена Нерона можно объяснить особенностями личности этого императора - прямо скажем, не самого славного из правителей Рима, от которого вполне лояльные римские граждане натерпелись ещё больше. Христиане, судя по всему, просто сыграли при пожаре 64 года ту роль, которую в истории человечества обычно играли евреи, а в последнее время всё чаще играют русские - т.е. поджигателей (вар: отравителей, фейкоделателей, манипуляторов выборами и т.д.). Впрочем, есть сильные подозрения, что гонения Нерона именно на христиан или сильно-сильно преувеличены, или вообще выдуманы; в исторических (т.е. не принадлежащих к христианской религиозной традиции) источниках о специально антихристианской кампании Нерона ничего не говорится.
Следующим в полуофициальном списке "императоров-гонителей" числится Домициан - что представляется сомнительным, поскольку даже христианские источники данных о каких-то массовых казнях в его правление не приводят. Более того: предание говорит, что этот император повелел доставить к себе прямых родственников Иисуса "по плоти", лично их допросил, убедился в их невиновности - и отпустил с миром.
Единственная причина, по которой Домициан оказался в списке "гонителей", видится в том, что авторы списка пытались обязательно подогнать их число под магическое "десять" - столько же, сколько в Ветхом Завете было "казней египетских", а в Новом Завете - рогов, воюющих против агнца (в Апокалипсисе).
Первые действительно серьезные и целенаправленные (притом достоверно подтвержденные) преследования христиан связаны с двумя императорами, которые в истории известны как раз разумной и взвешенной политикой и совершенно не были склонны к эмоциональному размахиванию мечом. Церковная история под номерами 3 и 4 включает в число "императоров - гонителей" Траяна и Марка Аврелия - т.е. происходит это только во II веке (еще раз напоминаю про "век молчания").
Так что вопрос о том, за что именно на христиан так ополчились римляне, явно требует ответа.