Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Category:

Христианство для начинающих

Римская империя. Часть 2.
          К середине II века христианские секты выросли до такого состояния, что, по-видимому, стали в империи достаточно заметным явлением. Конечно, встречающиеся у христианских авторов утверждения о том, что к этому времени "римские храмы стали пустеть" (ввиду якобы массового увлечения народа новой религией), выглядят явным преувеличением. Объяснить преследования адептов новой веры только тем, что к ним якобы массово стали перебегать римляне, соответственно, невозможно. Но о существовании христиан, во всяком случае, императоры уже знали. Как знали и об одной неприятной особенности, которая отличала христиан от представителей прочих религий. Римляне, как было объяснено выше, в целом покоренные ими народы как-то специально не притесняли, а выстраивали с ними отношения по принципу, ставшему широко известным почти две тысячи лет спустя благодаря известной социальной рекламе по телевидению: заплати налоги - и спи спокойно.
          В сущности, римляне от завоеванных народов требовали исправно соблюдать два основных правила. Первое касалось проблем, так сказать, земных: жить мирно, не бунтовать и снабжать Рим, чем боги послали. Пока те же иудеи не подняли восстание, никто их храм не трогал. В этом смысле ранние христиане вроде бы ничем среди прочих граждан (а также неграждан) принципиально не выделялись. Но было еще и второе правило - оно относилось к сфере взаимоотношения с богами. Тут важно понимать вот что: для римлян (как, собственно, и для любого народа эпохи античности) боги были важной частью повседневного существования.
          Собственно, в политеистических религиях это прекрасно прослеживается до сих пор. Взаимоотношения с богами носят здесь гораздо более бытовой и интимный, что ли, характер, чем в монотеистических (впрочем, как раз христиане в этом смысле давно отошли от канона, добавив к своему богу многочисленных святых - за что их часто критикуют те же мусульмане). Если вам довелось отдыхать на Бали, например, то вы видели, как с утра в каждой гостинице, в каждом кафе, каждой лавочке обязательно ставится новое блюдечко с цветками и свечкой - чтоб бог же обиделся и послал удачу. Вопрос "верить или не верить" не то, что не стоит - он так не формулируется в принципе. Можно назвать это традицией. А можно объяснить логикой из классического анекдота ("-- А что, эти веточки помогут от головной боли? -- Точно знаю, что не помешают!").
          Римское общество очень серьезно относилось к вопросу выстраивания правильных отношений с богами. Как я уже отмечал, они сами, хоть и были завоевателями, готовы были уважительно относиться к местным богам и божествам - и уж тем более вправе были требовать, чтобы все демонстрировали должный политес по отношению к их, римским, богам, и прежде всего - Юпитеру. Взаимоотношения с богами были деликатной сферой, в которой крайне важно было поддерживать существующий баланс. К чему могло привести нарушение этого баланса - это всякий мог видеть на разных наглядных примерах. Рассердишь чем-нибудь ту богиню - получишь жару, засуху и неурожай. Разгневаешь ненароком этого бога - будет страшное, небывалое извержение вулкана. И, главное, не всегда знаешь, что именно вдруг так сильно обидело - но результат получился ошеломляющий, это - факт, всем очевидный, с этим же не поспоришь, верно?
          Так вот, проблема с христианами заключалась в том, что они напрочь отказывались исполнять именно эту, довольно простую, и при этом - в понимании римлян - крайне важную для благополучия империи обязанность.
          Обратите внимание, что гораздо позже и в гораздо более цивилизованных обществах (так, по крайней мере, они сами считают) поводом для репрессий были, да и до сих пор остаются, существенно менее серьезные поступки. Например, растаптывание флага страны, освистывание ее гимна и т.п. Смерти за такие поступки, слава Юпитеру, нарушителя общественного порядка нынче не предают (в подавляющем большинстве стран, по крайней мере), но получить небольшой срок за них в самых что ни на есть цивилизованных странах можно вполне - хотя никто не утверждает, что от проявления неуважения к флагу может произойтии  землетрясение или какая другая беда. Впрочем, кое-где за поношение имени бога и в наши дни можно распрощаться с жизнью.
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments