?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Римская империя. Часть 3.
  Так преследовали христиан в Древнем Риме или нет? И если преследовали, то насколько массовыми были такие репрессии? Точный и не вызывающий сомнений ответ на второй вопрос мы, увы, никогда не получим. Есть веские основания считать, что случаи преследования и жестоких казней христиан в Древнем Риме во II-III веках действительно имели место. Споры идут о том, можно ли считать эти преследования массовыми, насколько соответствуют истине рассказы христианских историков о "десяти императорах-гонителях" и т.п. Иначе говоря, идет ли речь о репрессиях сталинского типа, когда гребли всех подряд и зверски убивали по одному подозрению - или же скорее типа брежневского, когда и жертв было несравненно, несопоставимо меньше, и жестокости такой даже близко не наблюдалось; а главное - преследовалось исключительно открытое проявление недовольства, а какие анекдоты ты рассказываешь жене по вечерам - это никого не волновало.
  Вопрос этот весьма важен хотя бы потому, что именно массовыми гонениями на ранних христиан их апологеты отчасти оправдывают те жестокости, которые начали творить сами эти христиане, когда добрались до власти.
      Естественно, святой Екатерине или святому Лаврентию, если они и правда погибли в таких мучениях, как описывают церковные историки, было ничуть не легче от знания того, что их случаи были нетипичными. Но вот с точки зрения стороннего наблюдателя это, согласитесь, имеет немалое значение для понимания исторических реалий.
  Из популярной христианской литературы можно сделать вывод, что христиан римская власть преследовала буквально повсеместно, причем исключительно за их веру. Ранее я уже говорил, что изначально это опредленно было не так: от христиан всего лишь требовали, как и от всех, кто населял империю, проявлять уважение к наиболее священным символам государства, а также не обижать и не злить тех, от кого зависело благополучие Рима - т.е. богов, с которыми римляне жили веками.
  Тут надо отдать должное первым лидерам христианства, которые максимально точно выбрали стратегию развития, которая верно служила на протяжени веков, и очень эффективно донесли до своей паствы главную идею новой религии - об избранности и исключительности тех, кто уверует в Иисуса. Концепция возможности спасения своей бессмертной души и обретения блаженства после физической смерти идеально била в самую болезненную для подавляющего большинства людей точку: страх смерти. Прием "напугать человека, чтобы потом показать ему возможный выход" эффективен даже сегодня, когда он уже много лет известен человечеству. А без малого две тысячи лет назад он был в новинку и действовал безотказно.
  Как водится, среди тех, кто заинтересовался новым учением - посетителей вполне безобидных, в общем, посиделок, своего рода "христианско-философских семинаров" - иногда попадались люди с особо развитой фантазией и легко внушаемые, которые начинали демонстративно нарушать законы империи, с соответствующей реакцией властей. Из них выходили те самые первые христианские мученики, на примере которых было затем легко воспитывать остальной коллектив: вот, смотрите, ничего не побоялась наша Екатерина, как её ни мучали - не отказалась от Христа; а теперь пребывает во блаженстве, и будет так вечно, поскольку душу свою она спасла. В отличие от некоторых, на кого не буду показывать пальцем, кому предстоят после смерти разные неприятности - причем, что характерно, тоже вечные.
        Другим очень правильным и точным решением, уже скорее тактического характера, было: ставить максимальные задачи и не соглашаться на компромиссы. Христианская церковь очень быстро определила, что её цель в Римской империи (а также, по возможности, в любой другой стране) - получить всю полноту власти и иметь право запрещать и преследовать все прочие религии, а не быть всего лишь одним из разрешенных государством верований.
        Смотрите: самым безжалостным гонителем христиан в позднем периоде считается, наверное, император Домициан, который издал аж четыре указа против христианства, каждый следующий - строже предыдущих. Так вот, даже последний, четвертый, самый жестокий, предусматривал смертную казнь за отказ принести жертву римским богам - но при этом не предусматривал никакого наказания за веру в Иисуса или чтение священных книг.
          В 311 году уже известный нам Галерий издал Никомедийский эдикт терпимости, в соответствии с которым христиане получали равные права с остальными религиями, могли свободно собираться на собрания, иметь свои храмы и т.д. Человеку несведущему может показаться, что на этом все проблемы христиан закончились.
          Однако, как уже сказано выше, это было совсем не то, чего хотели христиане: к этому моменту они уже ясно определили для себя, что в государстве необходимо брать власть. Завет учителя "Отдай богу богово, а цезарю цезарево" давно потерял актуальность.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
Giray Daudov
Apr. 17th, 2018 07:11 am (UTC)
немного неожидано... не канонично ;)
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner