?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Римская империя. Часть 4.

          Галерия, который своим указом дал христианам полное равноправие с остальными религиями и даже вернул им ранее отобранные храмы (а также, напомню, лично возвратил на армянский трон царя Трдата, который практически сразу же сделал христианство государственной религией), христианские историки, однако, очень не любят.
          Хотя в христианской традиции на телесной, плотской стороне жизни принято по возможности не акцентировать внимание, физические недуги и страдания Галерия христианские историки описывают максимально подробно. Судя по описаниям, римский император страдал то ли раком яичек, то ли раком простаты, причем в запущенной форме, и апологеты гуманнейшей из религий с нескрываемой радостью живописуют, какому наказанию их милосердный господь подверг правителя, не сразу оценившего историческую роль новой веры. Особенно усердствует Лактанций, в деталях повествующий о "зловонной жидкости, извергающейся из двух дыр в промежности" несчастного императора.
          Характерно, что в отличие от случаев с Трдатом и Павлом (а также множества других описаний чудесного исцеления раскаявшихся грешников), Галерия господь в награду за раскаяние исцелить не посчитал нужным.
          Как бы там ни было, указа Галерия христианам совершенно не хватало: им хотелось вовсе не равноправия с другими религиями, а исключительного положения - т.е. права эти самые другие религии подавлять и запрещать.
          Константин, со своей стороны, был правителем практическим и любил контролировать все процессы в государстве. Именно эту возможность предоставило ему растущее христианство, где как раз начались серьезные распри по разным важным темам - когда праздновать пасху, равен ли Христос привычному иудейскому богу и тому подобным.
          На интерес императора сильно повлияло бурное увлечение новым учением его матушки - императрицы Елены. История того, как Елена в Иудее разыскивала совершенно, разумеется, подлинные, стопроцентно достоверные атрибуты жизни Христа, а также собирала абсолютно точные свидетельские показания о событиях, случившихся совсем недавно, буквально три века назад, заслуживает, конечно, отдельного рассказа. Во всяком случае, она свою лепту в христианизацию Рима, несомненно, внесла.
          Словом, Константин совершенно правильно оценил ситуацию и понял, что у него есть отличная возможность выступить для христиан в роли примирителя и третейского судьи, что автоматически придавало ему совершенно особый статус. Тем более, что он обладал, в отличие от всех остальных, готовой инфраструктурой для проведения съезда (или, говоря языком христиан, собора) представителей христианских общин - а именно, собственным дворцом.
          Именно поэтому для проведения первого т.н. "вселенского" собора была в 325 году избрана Никея, в которой и находился упомянутый дворец. Любопытно, что Константин к этому времени не был христианином - что не помешало ему торжественно открыть собор и управлять его работой в качестве почетного председателя.
          В итоге победила на соборе та фракция, которая вовремя поняла, что надо убеждать в своей правоте не столько братьев по вере во время диспутов, сколько могущественного императора при общении с ним вне официальной программы. Собор принял несколько важных решений, определивших развитие христианства - включая важнейшее положение, предложенное как раз Константином (а спорить с римским императором, который мог, если вдруг что не так, и солдат позвать, было довольно трудно) о том, что бог-сын единосущен богу-отцу и являет с ним одно целое. Ариане, которые яростно возражали против этой формулировки, ссылаясь на отсутствие таковой информации в священном писании, были разогнаны, отправлены по домам и более к работе собора не допускались. Часть сторонников Ария (вроде Евсевия и Феогнида) при виде этого торжества братской христианской любви очень быстро перековались и, если использовать термины времен китайской культурной революции, срочно выпустили дацзыбао с самокритикой, после чего были прощены и сохранили свои депутатские мандаты.
          После описанной демократической процедуры дело пошло веселее, и за два месяца работы собор принял ряд важных решений, включая первую версию т.н. "символа веры" - канон из семи пунктов, определяющих, в чем, собственно, христианство заключается.
          Константин же, преисполнившись духом благочестия, спустя примерно год решился и сам принять веру, которой покровительствовал. Этому решению способствовала чрезвычайная твердолобость (чтобы не сказать - тупость), проявленная жрецами его традиционной, т.е. римской, религии.
          Летом 326 года император проявил, как бы это сказать помягче, некоторую горячность. Он сначала казнил своего сына Криспа и своего племянника Лициниана, которых его новая жена Фауста обвинила в грязных домогательствах к ней. Через некоторое время, подумав, он казнил также и Фаусту - чтобы не разводила доносы (к тому же, видимо, ложные) в императорском дворце.
          После чего, задумавшись, обратился с вопросом к жрецам: а как бы ему получить прощение от римских богов за такое, в общем, не очень красящее его поведение? Жрецы, как уже отмечено выше, проявили редкостное тупоумие и сообщили, что в религии, которую они имеют честь представлять, прощение за подобное массовое и ничем не оправданное смертоубийство родственников не предусмотрено.
          Тут-то Константин и сообразил, что теперь ведь есть альтернатива - и обратился с тем же вопросом с христианскому священнику. Тот твердо ответил, что его бог и не за такое может простить - надо только в него, бога, как следует поверить, а потом как следует попросить прощения, то есть раскаяться.
          Этот ответ Константину понравился гораздо больше, и христианская церковь приобрела в его лице еще одного доброго прихожанина.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
Giray Daudov
Apr. 24th, 2018 07:53 am (UTC)
О, из прекрасного, деяния соборов!
Так как документов практически не дошло, то начистил ли святой отец Николай лицо святому (или не очень) отцу Арию, или нет, можно долго гадать. И насколько это соотносится с всепрощающей любовию.
Да и был ли святой отец Николай на соборе тоже толком непонятно...
Но символ веры есть, и кому какое дело, как он возник.
Дальше будет ещё более живо всё развиваться.

А у вас талант излагать. Вам никто не говорил?
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner