Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Христианство для начинающих

Римская империя. Часть 5 (и последняя).
          Широко распространено мнение, что триумфальное шествие христанства в главной все ещё на тот момент, несмотря на начинающийся распад и уже начавшиеся набеги варваров, империи мира достигло высшей точки с царствованием имератора Константина. В самом деле: чего еще желать, когда религия получила официальный статус государственной (причем император лично решает вопросы правильного толкования веры), а прочие, неправильные религии находятся фактически под запретом - во всяком случае, храмы у них постепенно отирают и передают поклонникам единственно верного учения?
          Долгое время я тоже находился в плену этого ошибочного суждения. На самом же деле Константин, хоть ему христианские историки и присвоили за особые заслуги в продвижении правильной веры, как водится в христианской историографии, титул Великий, свою работу не довел до конца.
          В частности, христианское священноначалие после 325 года ещё не имело возможности, например, использовать регулярную армию государства для борьбы за правильное толкование веры. Да и вообще установленный порядок оказался излишне мягким по отношению к иноверцам.
          К тому же и сам Константин подкузьмил: со временем взял и стал вдруг склоняться к арианству, которое еще недавно преследовал.
          Настоящим христианским духом в Риме (я здесь имею в виду страну - больше, конечно, уже в Контантинополе) повеяло, когда императором стал Феодосий. В начале 380 года, едва получив полноту власти в стране, он издал эдикт под названием De fide catholica, в котором (а также нескольких разъясняющих его смысл законах) было просто и недвусмысленно объяснено: никакая другая религия, кроме христианства, а также никакая другая трактовка христианства, кроме как идущая от папы римского, в нашей гуманной империи более не разрешается. Все храмы подлежат либо преобразованию в христианские, либо разрушению. А всякого, кто не поймет, какую благодать на него излили, надо казнить.
          Вы еще помните, что христиане совсем-совсем недавно были угнетаемы и гонимы? Вы не забыли, как Тертуллиан красноречиво и логично, в общем, взывал к милости язычников ("не подобает религии насиловать другую религию)?
          Да, но то ж было совсем другое дело! Тоже мне, сравнили! Когда проклятые язычники предают смерти Себастьяна - это, ясное дело, преступление против человечности, за которое будете, гады, гореть в вечном огне.
          То ли дело - массовые убийства в 390 году в Фессалониках (ну, том самом городе, откуда Афанасий Солунский - навернка помните его по иконам), когда, даже по сдержанной поневоле оценке цековного деятеля Феодорита Киррского, было убито не менее семи тысяч человек (по другой оценке - около пятнадцати тысяч), причем "без всякого суда и без улики в сделанном преступлении". Это - типичное проявление подлинно христианского духа в монархе. Которого христианская история - кто бы сомневался - за его исключительную роль тоже называет Великим.
          Впрочем, для меня более важной датой в истории христианизации Рима является 385 год, когда "официальные" христиане, воспользовавшись только что данными им новыми, невиданными прежде полномочиями казнили за неправильные взгляды на христианство епископа (епископа!) Присциллиана и несколько его последователей (по одним данным епископ был сожжен на костре, по другим - обезглаавлен.
         Когда я впервые узнал эту историю, меня в ней сильно впечатлила именно дата. 385 год! Еще живы воспоминания (а может, даже и отдельные свидетели) последний гонений против христиан. И вот христиане получили власть - и тут же пользуются ей для того, чтобы убивать, причем даже не сторонников чужой религии, а инакомыслящих из числа своих же. Конечно, в истории таких случаев затем было множество, и количество жертв репрессий одних христиан против других давно исчисляется миллионами. Но в 385 году это произошло впервые (насколько мне известно, по крайней мере).
          Феодосий, помимо прочего, вошел в историю в связи с тем, что его указы сделали невозможным проведение Олимпийских Игр. Именно он прервал великую традицию, которая к тому времени насчитывала 11 веков.
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment