Искусство писать послесловия
Когда-то, в далекие советские времена, это был очень важный и полезный навык. С помощью умело написанного послесловия ловкий редактор мог пропихнуть через цензуру статью или книгу, которую Главлит иначе наверняка бы зарезал. До сих пор помню, как я дочитываю невероятный «Завтрак для чемпионов» Воннегута — и вижу, как сразу следом за ним идет послесловие под заголовком «Когда реальность абсурдна».
Это был, кажется, 1975 год — нам было по 17 лет, и мы уже прекрасно понимали смысл таких трюков.
Нынче цензуры нет, но искусство написания послесловий по-прежнему востребовано. Просто применение его теперь иное. Вот у вас в газете, к примеру, есть уважаемый автор. Настолько уважаемый, да еще к тому же и финансово независимый, что отказать ему в публикации или начать его править — себе дороже; можно получить скандал. Но содержание статьи автора страшно не нравится редактору, поскольку категорически не совпадает с его идеологическими установками. И что делать?
А вот что: надо статью опубликовать, в полном виде, не придерешься. Но к ней присобачить идеологически выверенное послесловие, которое содержание этой статьи переворачивает вверх дном и выворачивает наизнанку.
Читатели этого блога знают, какие серьезные претензии у меня есть к Юлии Латыниной. Но у нее — и это вызывает уважение — есть при этом некоторые принципы, от которых она не отступает. В частности, она всегда последовательна в своих издевательствах над сумасшедшими феминистками и демагогами, использующими модную тему. В последней «Новой газете» она опубликовала блестящую статью, в которой просто уничтожила демократов, устроивших суд Линча кандидату в Верховный Суд США Кавано https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/09/30/78011-gippokamp-i-epinefrin.
Но, видимо, в сегодняшней «Новой», где Муратов перестал быть главным редактором, опубликовать статью, где ни одного слова не сказано о проклятом путинском режиме — кощунство. Поэтому к статье было прилеплено послесловие, практически противоречащее ее сути, но зато содержащее обязательный плевок в адрес кровавого режима.
Знаете, а я не удивлюсь, если Латынина на это издевательство всерьез обидится. Интересно будет тогда посмотреть, что случится дальше...