?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          Совершенно не понимаю массового возбуждения, возникшего в связи с публикацией назидательной статьи прогрессивной немецкой журналистки в "Зюддойче Цайтунг" о том, как неправильно эти дикие русские отмечают день прорыва ленинградской блокады.
          Возмущение - понимаю. А вот это возбуждение с оттенком удивления - нет. Что ж тут удивительного-то?
          Я уже много раз тут писал, что у нас сложилось совершенно искаженное представление о "покаянии немецкого народа".
          Просто почитайте тех писателей, которые, как нам объясняли много лет, стали в послевоенные годы "совестью нации" и отразили в своих произведениях это самое покаяние. Которых в истории немецкой литературы называют иногда представителями "литературы "часа ноль". Рихтера, Борхерта, Андерша, Айха, Бёлля, Грасса, Бахманн (двое из них получили Нобелевки по литературе, кстати). Только почитайте их непредвзято, не пытаясь искусственно вычитать в них то, что вам продуманно рассказала о них немецкая послевоенная пропаганда (а также бездумно повторила пропаганда советская).
          Вы сильно удивитесь. По большому счету, вы там найдете рефлексию и покаяние исключительно по поводу двух совершенных нацистами преступлений. Огромных, страшных преступлений. Но всего двух.
          Первое. Эти гады каким-то непонятным образом запудрили мозги великому немецкому народу, что привело к огромным жертвам среди немецкого населения и неимоверному ущербу, нанесенному блестящей немецкой экономике и великой немецкой культуре.
          Второе. Эти мерзавцы устроили варварское, незаконное, а главное - совершенно нерациональное преследование евреев. Причем начали-то с наших, исконно немецких евреев, которые жили в стране давно, соблюдали ее законы и Германии приносили большую пользу. Ну, и евреев в прочих странах тоже пожгли немало, что тоже, конечно, ужасно.
          Вот эти два главных тезиса,  связанных с темой покаяния, немцы всех послевоенных поколений и усваивают, читая эту литературу и разбирая её на уроках в школах.
          Про то, как надо правильно понимать дневник еврейской девушки Анны Франк, а также пьесу Гюнтера Айха "Девушки из Витербо" (аналогичного содержания), и как надо по этому поводу ужасаться, знает каждый средний немец. Про то, как немецкие солдаты заживо сжигали целые белорусские деревни, а равно и про дневник Тани Савичевой, средний немец вообще не в курсе.
          Немецкая журналистка Зильке Бигальке совершенно точно выразила настроение этого среднего немца.
          Вызывает ли это омерзение? Конечно. Но только сама Бигальке здесь совершенно не при чем. Я бы даже сказал, что в известном смысле её стоит поблагодарить - за то, что напомнила нам о некоторых вещах.

Profile

a_nikolov
Алексей Николов

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner