"Усё пропало, клиент уезжает, гипс снимают", или Как правильно писать о российской экономике
Заголовок в сегодняшнем «МК».
Скорее всего, вы не прочтете эту заметку, потому что не держите больших сумм в валюте. Более того: если вы всерьез интересуетесь экономикой, вы вообще вряд ли зайдёте на сайт МК. Посетители туда ходят в основном такие, которым больше интересны замечательные по глубине материалы вроде вот этого: Собчак стравила жен миллионеров с гламурными красотками из инстаграма. Именно они генерируют газете основной траффик — и, соответственно, служат основным источником её дохода.
Так что упомянутую выше заметку большинство читателей МК не прочло. А вот кричащий заголовок они, просматривая сайт в поисках свежих новостей о мироточащем кресте на могиле Юлии Началовой, неизбежно увидели. И у каждого из них в голове отложилась ма-аленькая, но вполне ясная мысль: блин, опять рубль рухнул! цены на нефть падают! довели, уроды, экономику!
А теперь давайте откроем эту заметку, чтобы узнать: какое же именно экономическое явление было определено автором довольно, как бы это выразиться помягче, энергичным термином «обвалился»? На сколько же именно должен был снизиться курс рубля на открытии Московской биржи, чтобы заставить журналиста выбрать такую вот пугающую, почти паническую формулировку для заголовка?
Чтобы избежать обвинений в тенденциозном освещении работы коллег, привожу заметку целиком. Благо она совсем маленькая.
«Утром 31 мая на открытии Мосбиржи рубль обвалился к доллару и евро на фоне падения цен на нефть. За единицу американской валюты дают 65,46 рубля, что на 21,5 копейки больше, чем накануне. Евро подорожал на 25 копеек – до 72,8 рубля.»
Сухой остаток: на открытии торгов доллар вырос на 21,5 копейки, евро — на 25 копеек. Что составляет примерно 0,3% от стоимости обеих валют.
Вы, возможно, предположили, что такое, мягко говоря, преувеличение вызвано просто невинным, без каких-либо политических предпочтений, стремлением журналиста придать своей заметке налет сенсационности? Или, скажем, столь же невинной, не продиктованной никакими политическими мотивами, поверхностностью знаний редакторов газеты в области экономики?
Ну тогда, уважаемые знатоки, вопрос. Скажите, а в тех случаях, когда у курса доллара или евро наблюдалась точно такая же незначительная (в пределах 0,5 %) техническая корректировка в противоположном направлении, появлялись ли в той же уважаемой газете по этому поводу статьи с заголовками «Евро рухнул на фоне роста цен на нефть» или «После роста цен на никель курс доллара обвалился»?
Как, неужели нет? Вот странно-то, да?
Хе-хе-хе...