"Иранская конференция" в Театре Наций
Давно я не писал любительских рецензий. Начну прямо с главного: это очень хороший спектакль. Написать после этого сразу традиционную фразу «Всем смотреть непременно!» мешает одно: изрядно дорогие билеты, которые, прямо скажем, не всякий театрал себе может позволить. Призыв «всем смотреть» в такой ситуации звучал бы несколько двусмысленно и даже лицемерно.
Это — поймите только меня правильно, пожалуйста — ни в коем случае не жалоба. Театр Наций — заведение модное, что дает ему возможность устанавливать соответствующую ценовую планку. И кто бы из вас, господа присяжные заседатели, не воспользовался такой возможностью на месте Евгения Миронова? Тем более, что в данном случае слово «модное» употреблено в совершенно нейтральном смысле. Любое сходство с Ленкомом или «Современником» в этом смысле чисто случайно. Повторю ещё раз: спектакль очень хороший.
К тому же цена на билеты различается в зависимости от состава исполнителей. Нам, например, достался условный второй состав — такой вывод можно сделать из того, что билеты именно на этот день стоили немного дешевле, чем на другой. Но тут, как говорится в старой песне, «еще неизвестно, кому повезло». Единственный исполнитель, об отсутствии которого в этом составе я пожалел — это Ксения Раппопорт. Это не означает, что Марина Дровосекова была чем-то плоха — но на Раппопорт в этой роли я, конечно, хотел бы посмотреть. А больше сожалеть было совершенно не о чем. И даже, в некоторых случаях, наоборот.
Увидеть Евгения Миронова было бы интересно — но Игорь Хрипунов в той же роли отца Августина был, как минимум, весьма органичен; а уж за то, чтобы НЕ смотреть на также занятого в этой роли Игоря Верника я бы ещё и доплатил отдельно. Так что тут всё разрешилось к общему удовольствию.
Авангард Леонтьев привычно хорош (Стоянов наверняка не хуже, впрочем). Смехова в серьезных ролях я вообще давно-давно не видел (в отличие от Любшина), и очень рад, что выдалась такая возможность, наконец. Он был прекрасен, даже против некоторых моих ожиданий, честно говоря.
Дапкунайте — актриса, возможно, не великая, но по типажу в этого конкретного своего персонажа попадает чудесно; грех жаловаться.
Вертков, как всегда, замечателен (про играющего с ним в очередь Антона Кузнецова просто ничего не знаю) — и тут тоже повезло, стало быть.
Роль Ширин, монолог которой завершает спектакль, играют в очередь Хаматова, Куркова и Уварова — тут даже и не знаешь, кого выбрать; хочется всех сразу, но нельзя, увы. Нам досталась Уварова — и мы были более чем довольны.
Ну и, наконец, главный лотерейный билет, выигранный в тот вечер — это Дмитрий Лысенков, ранее нам, честно признаюсь, совершенно не знакомый. Он не просто явно замечательный актер, а еще и в этой конкретной роли по стилистике идеально совпадает с режиссерским языком Рыжакова, что особенно ценно, поскольку именно с его монолога начинается спектакль. Дополнительный бонус — то, что его альтернативой является Игорь Гордин, которого мы видели в разных ролях уже много раз и ничего нового явно бы про него не узнали (то, что Гордин вообще входит в топ рейтинга самых, на мой субъективный взгляд, переоценённых российских театральных актёров — это отдельная история).
Это было про актёров. Что касается остального: очередная прекрасная пьеса от Ивана Вырыпаева. С замечательными, фирменными вырыпаевскими качелями, бросающими тебя от почти уличных банальностей к внезапно глубоким (и при этом не назидательным, совершенно не «учительским») откровениям. Со столь же фирменными вырыпаевскими отсылками к стилистике театра абсурда, которые автор, однако, неизменно загоняет в рамки стиля, не позволяя себе скатиться в эпигонство.
Идеальная в смысле вкуса постановка Виктора Рыжакова — тот не очень частый случай, когда ты отчетливо видишь в спектакле яркий и своеобразный режиссерский язык, но при этом постановщик не помешан на желании всем непременно сообщить, что этот язык у него имеется, а также много раз проверить и перепроверить, все ли достаточно хорошо поняли и оценили, какой у него свой режиссерский язык.
Причём это совсем не та режиссура, к которой именно мы с женой привыкли и которую любим. И актерская манера совсем не та. Что не помешало нам получить огромное удовольствие.
Так что сформулирую вывод аккуратно: если вы время от времени можете позволить себе потратить тысяч десять (или немного больше) на нечто не самое насущное, чтобы себя, любимого(-ую), побаловать, то покупку билета на «Иранскую конференцию» вполне стоит рассмотреть.
Скорее всего, вы не выйдете после этого спектакля потрясённым, с ощущением «неужели я и впрямь видел чудо?». Такое ощущение вообще бывает очень редко — я за всю свою, довольно насыщенную театральными впечатлениями, жизнь не наберу таковых и на пальцы одной руки.
Нет, это — не чудо. Это просто очень, очень хороший спектакль. А нам ещё и повезло с актерским составом — хоть у модной публики Театра Наций он, видимо, считается вторым.