Category:

"Бег" в МХТ

Для своего первого спектакля в роли худрука Женовач выбрал вроде бы беспроигрышный вариант. Ну, скажем осторожнее: вариант, в котором шансов проиграть у него было меньше, чем во многих других. Сложности, которые сейчас испытывает новый главный режиссер МХТ, всем понятны (хотя мы, глядящие на процесс со стороны, скорее всего, не способны в полной мере оценить их масштаб и серьёзность). 

К тому же он уже когда-то ставил на этой сцене именно Булгакова — «Дни Турбиных», в качестве еще приглашенного режиссера (насколько удачно — вопрос другой). 

Дополнительные бонусы, которые заранее прикладывались к постановке — сценография от Александра Боровского (художника блестящего, да притом одинаково «своего» для театра и постановщика, т.е. в данной ситуации изначально «антиконфликтного») и свет от Дамира Исмагилова (полностью аналогичная история). К обоим, кстати, по спектаклю претензий быть не может. 

Боровский придумал красивую метафору в виде телеграфного столба с оборванными проводами, напоминающего одновременно и о петлях Хлудова, и о кладбище, и еще много разного; а также декорацию в виде не менее многозначного полустанка, прекрасно трансформирующуюся по ходу.  Исмагилов же световой партитурой идеально поддержал булгаковский замысел «снов», с которым постановщик спорить не стал; напротив, всячески поддержал её своей концепцией, вполне традиционной, без трапеций с голыми боярами — и спасибо ему за это, кстати.

В режиссерском решении  тоже было много  интересных придумок и находок, которые вроде бы должны были привести к желанному результату.

Что касается актёров... ну, любому режиссёру, ставящему спектакль в МХТ (тем более его худруку) в смысле актёрского состава большинство театров  страны, наверное, должны только завидовать. Уж здесь-то на любую роль должен быть неограниченный выбор прекрасных исполнителей — выбирай себе. А ежели вдруг кого не хватило — так прикупи на стороне, какие проблемы...

МХТ обладает огромными, почти неограниченными возможностями по приглашению любых актеров, которых не хватает в труппе на определенные амплуа или даже конкретную роль. Включая как неформальное «право первой ночи» на выпускников многих театральных вузов (включая собственную Школу-студию), так и ловлю уже готовых актёров из других театров с различными видами насадки на крючке — ловля «на ставки», «на звания», «на престиж» и т.д. 

В известном смысле МХТ набирает себе актеров по методике, позаимствованной в футболе у клубов типа «Манчестер Сити» или ПСЖ — перекупая у других клубов любого игрока, который понравится, одновременно усиливая свою команду и ослабляя соперника. С тем уточнением, что в театре это делать гораздо легче, чем в футболе, поскольку не сковывают финансовые рамки FFP.  

Женовач, наверное,  не отказался бы, если бы смог занять в этом спектакле своих бывших студентов, они же — его многолетние актёры в Студии драматического искусства. Как выглядел бы «Бег», если бы в нём играли Вертков, Калашникова, Качанов, Сехон, Служитель, Шашлова? Кто знает... Думаю, что это, во всяком случае, был бы другой спектакль.  

Но написать, что «режиссер всё придумал замечательно, ему не хватило только «своих» актеров» мне мешает не только то, что у него в МХТ было, из кого выбирать. 

Мешает ещё и воспоминание о том, что ровно того же Анатолия Белого, совершенно невыразительного в роли Хлудова, относительно недавно мы видели в «Серёже» Крымова — режиссера с совершенно другой эстетикой. И вот у стилистически чуждого МХТ Крымова почему-то Белый оказался вдруг замечательным Карениным! Оказывается, артист-то он хороший, отнюдь не только для сериалов и антреприз годящийся. Так что не только в актерах проблема.

«Бег» Женовача сделан очень тщательно режиссерски и без актерских провалов. Естественно, на выдающемся драматургическом материале.  Он совершенно не раздражает. Но это, честно говоря, не то, чего ждали от этой премьеры.  

«Бег» по замыслу — рассказ о трагедии, где зрители иногда смеются, но выходить с него должны потрясенными. А получился спектакль очень добросовестный, милый, изобретательный, вполне смешной местами...  

Его неизбежно — это было очевидно изначально, с момента замысла — должны были сравнивать со знаменитым фильмом. Если этих сравнений кто-то боялся или считал их некорректными, нечестными — не стоило даже браться за постановку. Раз взялись — значит, что-то собирались противопоставить своё, так или иначе. 

Увы... исполнители ролей в спектакле МХТ проиграли свои «микроматчи» (уж простите за продолжение сравнений со спортом) актерам из старого фильма. Проиграли все до единого. Включая и самого, наверное, яркого из всех Пореченкова в роли Чарноты, который честно отыграл всё, что есть в этом образе комического, но совершенно не добрался до трагического. Да и Верника — Корзухина, который, кстати, нам в целом как раз понравился, довольно неожиданно (как он умудряется при этом быть настолько неестественным перед телекамерой в своей программе на «Культуре»? тайна сия велика есмь). 

Стоит ли на этот спектакль идти? Да, определённо. Вы всё равно получите удовольствие. Публика в целом вообще была очень довольна. Впрочем, немалая часть зрителей, судя по реакции, не только того фильма не видела, так что сравнивать им было не с чем, но и пьесы никогда не читала. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.