Только мне кажется, что ролик "Пьяный московский гаишник" - натуральная, стопроцентная провокация?
Если вдруг кто-то не понимает, о чём речь, пропустив эту новость (хотя это было непросто), то я вот об этом
У меня с самого начала не было сомнений, что актёр тут не при чём. Так и оказалось: его элементарно подставили. А он искренне (не вижу причин в этом сомневаться) считал, что участвует в импровизированном капустнике. Исключительно для своих.
Так что к нему вопросов нет. Хотя, конечно, с его стороны было бы разумно в такой ситуации не только объяснить в полиции, что это была съемка исключительно «для себя», но ещё и произнести на камеру нормальные, человеческие слова — что-то типа «да, понимаю, что вышло нехорошо — получилось, что я людей обидел; извините, пожалуйста. Готов публично извиниться перед всеми гаишниками и пригласить на спектакль». Думаю, если бы какие-то такие — простые, человеческие, понятные, нормальные — слова были тогда произнесены, то на этом бы всё сразу и закончилось. Большинство людей, работающих в полиции — это нормальные, вменяемые люди. Бывают и другие, увы. Но не только там.
Почему актёр театра «Современник» Дмитрий Смолев их не произнёс, такие самые обычные, естественные слова? Почему элементарно не извинился? Был растерян? Не сообразил? Мама в детстве не научила, что надо извиняться, если человека обидел? Или в подсознании сидело ощущение, что с полицейскими вообще по-человечески говорить нельзя, что они изначально — уроды, люди «с другой стороны»? Этого я не знаю.
Ну, в любом случае, всё обошлось для него относительно легко — восемь суток ареста и всего один пропущенный спектакль (так как театр на днях закрывается — и не потому, что «нас всех тошнит» (с) Даниил Хармс :)), а по более банальной, к счастью, причине: наступают запланированные заранее летние каникулы).
Но меня вот что в этой истории поражает: ни один правдолюбивый ресурс не написал, что объективно-то получилась самая настоящая, чистопородная провокация. Я этого слова не встретил вообще. Ни в одной заметке. Ни в одном комментарии.
Наверное, провокация была неумышленная, совершенная по дури — просто отправили знакомому ролик, снятый «по приколу», а тот его неосторожно выложил (хотя желающие в этом имеют право усомниться).
Но объективно это — стопроцентная провокация. По всем признакам. Видео было немедленно расшарено и получило огромное количество просмотров, и — главное — практически все зрители восприняли его как аутентичное.
В этом месте обращаюсь к одному очень близкому человеку, который любит мне присылать ссылки с честнейших видеоресурсов с действительно ужасными кадрами того, как неадекватно ведут себя некоторые представители силовых ведомств. Ну ты-то хоть понимаешь, что после этой истории, когда ни одно — ни одно! — либеральное СМИ не нашло в себе смелости написать, что это — провокация; и это, независимо от того, как и почему она возникла, недопустимо и отвратительно; когда даже слово это ни разу не было никем произнесено — ценность всех этих разоблачительных кадров с честнейших ресурсов приближается к нулю? Что теперь про любые кадры можно сказать «А-а, понятно, постановка, очередной «пьяный гаишник»?
Провокация — явление, омерзительное по своей сути, совершенно независимо от целей и исполнителей.
Ко мне на последний пост пришло несколько комментаторов с более или менее антисемитскими взглядами (что меня, естественно, не радует, но банить я никого из них не собираюсь; у меня тут свобода слова). И был среди них вот такой комментарий:
bram_bram (от 89.19.189.102) 31 июля 2019, 20:27:34
Да, сразу вспоминается случай во Владивостоке: подняли шум ВСЕ СМИ: на доме жидов нарисовали свастику!!!
Возбудили дело, начали работать сыщики... сами хозяева и нарисовали. Хотели получить преференции: под темой антисемитизма уехать в Израиль и там получить субсидии, а они там по этой статье огромные!
Понятия не имею, правда это или нет; если это правда (оставляя без комментариев лексику автора) — то это тоже чистая провокация. Увы.
Я зато хорошо помню, как в конце 1980-х, когда по Москве ходили страшные слухи про боевые организации русских националистов, главному редактору прогрессивного, отличного журнала «Знамя», писателю-фронтовику Григорию Бакланову, еврею по национальности, пришло письмо с таким лаконичным текстом:
«Мы расправимся с тобой. Боевики общества «Память»
Выяснилось в итоге, что его написал никакой не русский шовинист, а, наоборот, свихнувшийся поборник свободы и гласности, который хотел таким образом обратить внимание общества на опасность национализма.
И это — тоже провокация. Которая кажется мне даже более мерзкой оттого, что совершена человеком, вроде бы близким мне по взглядам.
То, что ни один известный «человек с прекрасным лицом» не нашёл в себе мужества произнести в связи с «роликом с пьяным гаишником» слово «провокация», увы, многое об этих людях говорит.
Комментарий же коллеги Смолева по театру Михаила Ефремова («У наших правоохранительных органов совершенно отсутствует чувство юмора. Как с этим бороться, не знаю. Будем воспитывать анекдотами») особенно интересен — и главное, сделан им особенно вовремя. Тут на днях (точнее, 9 августа) будет небольшой юбилей: исполнится ровно 10 лет с того памятного дня, когда актёр в сильно пьяном состоянии сел за руль и совершил довольно серьезную аварию на Астаховской улице (к счастью, без жертв). Помнится, Никита Высоцкий тогда примчался его вытаскивать из очень больших неприятностей. И полицейские, представьте себе, проявили тогда понимание, не стали заводить уголовное дело.
Характерно, что тогда на отсутствие у наших правоохранительных органов чувства юмора Михаил Олегович ну совершенно не жаловался. Отчего бы это?