Независимый суд
Одно из самых неприятных свойств современной судебной системы, на мой взгляд — это отсутствие возможности обеспечить реальную независимость и объективность судебного процесса из-за плотной «встроенности» судейского корпуса в истеблишмент, и прежде всего — в систему правоохранительных органов. С моей непрофессиональной колокольни эта проблема выглядит гораздо серьёзнее, чем обычно обсуждаемые «телефонное право» и прочие методы воздействия на судей. Серьёзнее — потому что никто не предлагает пути её решения и даже не обсуждает её. Видимо, это оттого, что она выглядит нерешаемой.
Склонность судей брать взятки победить можно. Привычку «давить» на судей с использованием хоть угроз, хоть пряников, тоже победить можно.
Но что вы сделает с тем обстоятельством, что огромная часть нынешнего судейского корпуса имеет или просто очень близкие (вместе учились, живём по соседству, постоянно встречаемся у общих друзей, жены/мужья сто лет как знакомы), или вообще родственные отношения с людьми, принадлежащими к разным силовым структурам?
Думаю, не только я заметил эту интересную особенность: как ни посмотришь на биографию судьи, так постоянно видишь похожую картину. Типа: муж — полицейский (обычно начальник). Отец — прокурор. Сын — следователь СК. Дочь — преподаватель юрфака. Жена — адвокат. Брат — сотрудник ФСБ. Муж — чиновник минюста. Сестра — сотрудник ФСИН. Сын — сотрудник службы судебных приставов. И так далее.
Даже если папа-следователь не имеет никакого отношения к рассматриваемому судьёй конкретному делу, как его дочь-судья может выкинуть из головы свои чисто человеческие эмоции и взгляды, которые формировались у неё десятилетиями от общения, происходившего каждый день с близким и уважаемым ею человеком, у которого в мозгах давно случился профессиональный крен?
Меня эта проблема волнует, по понятным причинам, прежде всего в той части, которая касается моей страны. Но она носит универсальный, даже глобальный характер.
В редких-редких случаях защите удается доказать, что кто-то из родственников судьи имеет прямые связи с человеком или организацией, непосредственно заинтересованными в исходе процесса — и тогда судью иногда удаётся отстранить. Буквально вчера стало известно, что Джемма Арбетнот — та самая выдающаяся британская служительница закона, которая умудрилась «с учётом особых обстоятельств» продлить Джулиану Ассанжу срок заключения сверх предусмотренного законом — больше не будет председательствовать на процессе https://consortiumnews.com/2019/11/16/arbuthnot-out-as-assanges-judge-says-wikileaks-lawyer-jen-robinson/.
Это — колоссальная победа адвоката Дженнифер Робинсон из лондонской коллегии Doughty Street Chambers, умницы (и красавицы тоже — могу сказать точно, поскольку пару недель назад довелось с ней общаться). Она сумела доказать, что лорд Джеймс Арбетнот, муж леди Джеммы, имел тесные связи с теми компаниями военно-промышленного комплекса, которые, в частности, разоблачали документы Викиликс. А Александр Арбетнот, сынуля той же леди Джеммы, работает вице-президентом компании Vitruvian Partners, у которой связи на сотни миллионов и с британским разведывательным сообществом (GCHQ, MI5), и с американским (NSA, CIA).
Рассказать об этом конфликте интересов Джемма, когда её назначили председателем процесса, забыла. Ну, бывает. А может, она и не подозревала, что это считается конфликтом? Вполне возможно — и я без иронии, ей-богу. Она же не скрывала, что лорд Арбетнот был в своё время министром обороны Ея Величества? Нет, конечно — все в курсе.
Но простите, скажет любой непредвзятый человек, ознакомившись с деталями биографии этой уважаемой судьи! А какого в принципе на хрен правосудия можно ожидать в деле Ассанжа от леди Арбетнот, которого вся её семья просто по должности воспринимает как врага и предателя? Совершенно вне зависимости от того, обнаружена ли у мужа и сынули прямая заинтересованность или нет?
Вот именно об этом я и веду речь. Как сказал бы в такой ситуации недоброй памяти отец народов, других судей у меня для вас нээт!
Причем нээт их одинаково в Америке, Британии, России — и, думаю, в любой другой стране. Везде, куда ни глянь, возникли своего рода закрытые юридические корпорации, где члены одной семьи поколение за поколением получают юридическое образование, а потом делают успешные карьеры.
Суды присяжных если и улучшают эту ситуацию, то лишь самую малость. Присяжные — люди зачастую не самые образованные, легко поддающиеся внушению и разным видам манипуляции, включая прямое запугивание. Да и участвуют они в небольшом количестве процессов. Вот Ассанжа судья Арбетнот держит в тюрьме абсолютно противозаконно. И что?