Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Дом, где живет/сидит под арестом Михаил Ефремов

          Дом на углу Плотникова и Малого Могильцевского переулков, в котором в обычное время живёт, а ныне принудительно самоизолируется Михаил Ефремов, действительно необычный - в определённом смысле, один из самых примечательных в Москве.

          Этот дом архитектор Николай Жерихов, большой поклонник модерна, построил по заказу московского купца Бройдо, и не просто намешал в нём разные стили, но ещё и украсил барельефами крайней степени фривольности.  Другого такого дома в Москве точно нет - да, пожалуй, и в мире тоже.
          Барельефы изображают, в числе прочего, великих русских писателей Пушкина, Гоголя и Толстого, которые весьма игриво обнимаются с легкомысленного вида девушками, обернутыми в простыни. И цели при этом имеют самые недвусмысленные. Так это, по крайней мере, выглядит на непросвещенный взгляд.
          На самом деле, как разъясняют искусствоведы и любители старины, рядовая публика всё, как всегда, понимает неправильно, в меру своей испорченности. Полуодетые барышни - это на самом деле музы. То, что вам может показаться неприличными простынками - это в действительности элементы возвышенной античной одежды. И писатели вовсе не демонстрируют своё расположение к девушкам,, а совсем напротив, заняты ответственным делом: торжественно шествуют к Аполлону, который стоит на Парнасе и в знак признания выдающихся заслуг отдельных граждан в области литературы и искусства раздает им венки (ну, вроде как присуждает Государственные премии, если по-современному).
          Размещаться всё это великолепие должно было на фронтоне московского Музея изящных искусств (нынешней Пушкинки). Но когда руководивший проектом академик Цветаев увидел, что натворил скульптор (предположительно - Лев Синаев-Бернштейн; ученик Родена, между прочим), он велел ему убираться прочь со своей похабщиной.
          А тут как раз подвернулся Бройдо, которому Жерихов строил доходный дом - и милостиво согласился часть барельефов купить, чтобы украсить ими фасад. Так что никакого скрытого смысла эти украшения не имеют, и уж тем более никакого фривольного контекста не подразумевают, а исключительно символизируют признание Аболоном Полведерским заслуг русских литераторов. Так, по крайней мере, утверждает официальная история.
          Впрочем, по Москве спокон веку ходит рассказ о том, что дом, точно, принадлежал Бройдо, и вполне соответствовал определению "доходный"; однако же доход от него был не совсем тот, что обычно подразумевается под этим термином. А говорили старожилы тех мест, что в необычном здании помещался когда-то публичный дом с эпическим названием "Русские писатели" - и оформление фасада, соответственно, так и было задумано, чтобы настраивать г.г. посетителей на лирический лад.
          Как бы там ни было, дом очень интересный - и к тому же пару лет тому назад его отлично отреставрировали. А то прежде смотреть на него было больно: маскарон и козырек перед подъездом снёс, зацепив, какой-то шальной водитель (не Ефремов!), барельефы были поцарапанные, обшарпанные, а Гоголь так просто рухнул с высоты, целиком.
          Не то теперь, к счастью. Так что всем, кто про это замечательное здание раньше не знал, очень рекомендую при случае там пройтись, гуляя, и посмотреть своими глазами - заодно оценив и вкус артиста, который поселился в доме с таким замечательным провенансом.
          Вкладывал ли он при этом в свой выбор какой-то дополнительный смысл - это вы уж решайте сами. В меру своей испорченности, как уже сказано было выше.
         
Tags: Москва, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments