Умом Россию по-прежнему не понять. В том числе и в Белоруссии.
«Белорусский кризис», который сегодня с точки зрения России лучше всего описывается маловразумительной для иноземца поговоркой «куда ни кинь, всюду клин», имеет на самом деле как минимум одно довольно ясное решение. Не скажу, что простое — такой момент если и был, то давно пропущен — но, по крайней мере, логичное, полностью отвечающее интересам России, укладывающееся в общепринятую этику поведения цивилизованных и демократических стран. И вполне при этом реализуемое.
Для начала вывезти Лукашенко в Россию под гарантии личной его безопасности. Неважно при этом, взаправду уговоримши, что ему же самому так будет лучше, или же сперва стукнувши по голове и лишь затем объявимши от его имени, что национальный лидер нынче нездоровы-с, но прежде, чем отойти почивать, просили объявить подданным таковую его монарш… то есть президентскую волю. Предвижу, что во втором варианте лидеры белорусской демократической оппозиции тоже не будут протестовать и подозревать нехорошее, поскольку результат их совершенно устроит.
Такой маневр совершенно развяжет России руки — и она вполне себе легитимно, как гарант демократических преобразований в братской стране (более того: стране, с которой она входит в общее Союзное государство — напоминаю на случай, если кто вдруг позабыл), участвует в устроении новой, совершенно свободной державы. Убежден, что белорусский народ на новых, подлинно свободных выборах сделает правильный выбор и изберет своим лидером разумного политика, который не станет совершать роковых для страны ошибок. Например, испражняться непосредственно в ту миску, из которой его только что покормили. Ну, если какие перегибы на местах, так мы это дело подправим.
...Да, а что же с бывшим лидером? Ну, как это, что... То самое, что происходит обычно в таких случаях в цивилизованных странах, которые являются полными хозяевами своего слова. По делу о злодеяниях бывшего лидера будет проведено совершенно объективное следствие. Его в открытом процессе признают виновным и потребуют вернуть на родину для отбытия наказания. И Россия, как страна с неимоверно сильным инстинктом уважения к международному праву, будет просто-таки вынуждена этому решению суда подчиниться.
При этом, например, может оказаться, что гарантии-то были, и давал их лично аж Первый заместитель руководителя Совета Безопасности! вот какой большой начальник. Просто потом нашёлся один руководитель, который ещё старше того по должности, и он решил иначе. При этом Первый заместитель, будучи человеком не только широко образованным, но и воцерковленным, возможно, процитирует пришедшееся к месту из Писания («Но за мной идёт Тот, кто сильнее меня. Я не гожусь даже на то, чтобы носить за Ним сандалии») — и смиренно склонится перед волею пославшего его руководителя.
Или же гарантии даст лично Самый главный руководитель — но затем, проведамши про решение мудрого, независимого и транспарентного суда, будет просто вынужден почтительно пред ним склониться. При этом Самый главный руководитель, будучи человеком не только воцерковленным, но и широко образованным, процитирует пришедшееся к месту из светской литературы — а именно, из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» («уж извините: обязанность для меня дело священное, закон — я немею перед законом»).
...
Вот такой есть прекрасный вариант, реалистичный, вполне отвечающий интересам России и совершенно — повторю для верности — укладывающийся в современные понятия об этике в международных отношениях. Пойдет на него Россия? Да нипочём — и все это прекрасно знают. Потому что такое поведение только в цивилизованных странах называется красивым словом realpolitik. У нас же оно называется предательством, и противоречит не только принципам нынешнего лидера страны (как бы кто к Путину не относился, все признают за ним по крайней мере одно бесспорное достоинство: он всегда держит слово; городских сумасшедших вроде Гозмана в расчет не берем), но и жизненным принципам народа в целом.
Ну не принято у нас так. В наших краях и вполне добросовестное сотрудничество с собственными органами охраны порядка зачастую именуют стукачеством и осуждают. А уж такое откровенное предательство, прямое отступление от данного слова — это точно не наш путь.
Собственно, только поэтому Россия, явно себе в убыток, спасла и по сей день терпит на своей территории такого смрадного типа, как Янукович. По уму-то нам бы его давно отправить на Украину — пусть они там между собой разбираются, кто больше и законнее украл.
Но мы так не можем.