Итак.
Дано: в 2007 году Джон Кириаку, ранее прослуживший в ЦРУ 14 лет, дал интервью ABC News, в котором, как честный гражданин, расказал про то, как пытали "симуляцией утопления" (waterboarding) заключенных Гуантанамо (президент Буш разъяснил, что это были "усиленные допросы"). Кириаку также сообщил, что на каждый такой случай (а пытки применялись массово, это документально подтверждено и признано президентом США) предварительно приходило согласие от соответствующих лиц из Вашингтона.
Использование пыток запрещено рядом международных конвенций (в том числе подписанных США) и считается преступлением, в том числе в военное время (впрочем, в 2007 г. США ни с кем не находились в состоянии войны, так что последняя подробность не имеет значения).
Таким образом, имеются десятки лиц, непосредственно осуществлявших пытки заключенных (которых при этом годами держали в тюрьме без санкции суда), а также дававших на это разрешения.
По любым стандартам, Кириаку сделал достоянием общественности информацию, имеющую колоссальное общественное значение. При этом лично он не разгласил ни одного имени секретного агента и вообще не сообщил никакой информации, которая официально подпадала бы под определение "секретная".
Вопрос: сколько человек за прошедшие пять лет было в связи с этими обнаружившимися фактами, которые очевидно подпадают под определение "уголовное преступление", подвергнуто уголовному преследованию?
Правильный ответ: один. Его имя - Джон Кириаку, ему были недавно предъявлены обвинения по Закону о Шпионаже (Espionage Act). Закон этот был принят в 1917 году (т.е. во время Первой Мировой войны) и направлен против "официальных лиц, помогающих врагу". За прошедший век применялся не более десятка раз.
Дополнительный вопрос: какие заявления сделали по этому поводу знатные правозащитники - например, уважаемая Людмила Михайловна Алексеева, к которой, как гражданке США, это имеет ничуть не меньшее отношение, чем судьба участников акций в Москве, задержанных на сутки за сопротивление полиции?
Правильный ответ: никаких.
Справка: когда нашего корреспондента и оператора, имевших журналистские аккредитации, арестовали во время съемок протестов в Джорджии и продержали в тюрьме более суток, при этом отказав в освобождении под залог, Людмила Михайловна прокомментировала это так: не знаю, что они там сделали, но знаю, что в Америке просто так никого не арестовывают. Т.е. арестовали журналистов - и правильно; значит, было за что.
Еще справка: представитель ОБСЕ по вопросам свободы прессы Дуня Миятович послала официальный протест госсекретарю США Хиллари Клинтон в связи с незаконным задержанием съемочной группы телеканала Russia Today при исполнении журналистами своих профессиональных обязанностей.