a_nikolov

Categories:

Похвальное слово моему бывшему ректору, перешедшему на днях в научные руководители

Только не ждите, что я сейчас расскажу вам какую-нибудь «настоящую правду о том, что творится в Вышке». Или «настоящую правду о том, почему ушёл Кузьминов».  Или вообще какую-нибудь разоблачительную «настоящую правду», которая всегда имеет мало общего с действительностью и рассчитана исключительно на набирание кликов от зевак и демагогов.  

Я всего лишь хочу на основании собственного опыта сказать несколько хороших и совершенно искренних слов про Ярослава Ивановича Кузьминова. А заодно — про Высшую Школу Экономики. Она же — ВШЭ. В быту обычно называемая «Вышкой».

Вышка — заведение огромное, разбросанное по всей Москве (а также частично — по остальной стране), и я знаю из неё только ту маленькую часть, с которой соприкасаюсь. Соответственно, не претендую на оценку университета в целом и не берусь судить ни о чём, кроме того, что вижу и ощущаю сам, будучи преподавателем-совместителем на факультете коммуникаций, медиа и дизайна. Который, кстати, сам по себе размером похож на средний университет, так что и в нём происходит масса всего, о чём я не знаю. 

Так вот, основываясь (еще раз обращаю на это внимание!) только и исключительно на собственном опыте, могу сказать следующее.

Какой Кузьминов учёный-экономист — не мне судить. Но могу сказать, что помимо  очевидных талантов управленца у него есть редкая для системы высшего образования (не только российской) способность посмотреть на процесс обучения непредвзято, вырываясь из традиционного шаблона научно-преподавательской среды. И заглянуть вперёд.

Мне всегда казалась ненормальной и неэффективной существующая в высшей школе модель, при которой способность преподавателя к научной деятельности автоматически считается равной его способности к преподаванию. Впрочем, не только в высшей школе; одна из основных причин тоскливой ситуации со средним образованием — та, что учебники пишут не те преподаватели, которые лучше и понятнее других умеют объяснять детям предмет, а исключительно ученые с самыми громкими степенями, набравшие по этой теме океан публикаций и отрастившие себе неимоверного размера Хирш. Разумеется, руководить авторским коллективом должен непременно академик (ну, хотя бы член-корр), а составлять его основу — исключительно доктора наук. Кандидаты иногда встречаются, но приводятся всегда в конце списка авторов, чем как бы намекается, что они в этой работе выполняли функции маловажные, типа сбегать за водкой.

Если кому-то в этом месте захотелось поддержать автора в духе «верно, довели реформаторы до ручки; то ли дело было раньше, в славные советские времена», то этот человек ошибся адресом. Точно так же было и прежде. От биологии — возможно, самого интересного предмета в школьном курсе — благодаря учебнику, написанному именитыми советскими учеными, у моего поколения остались только ощущение зубной боли, воспоминания об окурках, засунутых в рот школьному скелету, и анекдоты про пестики и тычинки.  А следующему (но тоже советскому) поколению достался учебник математики от академика и лауреата всех премий на свете Колмогорова, по которым школьные учителя, проклиная великого ученого, объясняли ученикам, что один треугольник конгруентен другому треугольнику. Говорить, что треугольники просто равны, как прежде, великий учёный им запретил. В результате математику любил один одарённый ученик из всего класса, который дальше и шёл учиться на соответствующий факультет. Весь остальной класс зато выходил из школы, не поняв основ геометрии и усвоив неприязнь к математике в целом — но это уже академика волновало мало.

Так вот, Кузьминов ещё при первой  нашей беседе рассказывал мне про свою революционную идею: разделить преподавателей на «академиков», «методистов» и «практиков». Первый тип преподавателя — тот, что сегодня  является основным; человек занимается наукой, пишет труды и параллельно учит детей. Второй, который в сегодняшних университетах практически не имеет перспектив —  это человек, которому наука не очень интересна, но зато он прекрасно преподаёт, пишет интересные учебные пособия и именно в этом направлении хотел бы развиваться. Третий — тот, кто реально работает как раз в тех самых местах, куда хотели бы попасть студенты после выпуска, и параллельно может/хочет научить детей тому, что им пригодится в реальной жизни (это, грубо говоря, я). Причем звание профессора, например, может получить любой из трех — не обязательно для этого быть доктором и даже кандидатом наук.

Меня невероятно порадовали тогда эти идеи ректора (помимо того, что просто общаться с ним было приятно — и тогда, и позже). А потом я увидел, как он их реально внедряет в Вышке. Думаю, что эту концепцию скоро начнут копировать остальные университеты. 

Отдельный респект ему — за то, что сам он он до сих пор кандидат наук. Это — в мире, где свои липовые докторские степени гордо получают какие-то совершенно запредельно неграмотные и ничтожные в научном отношении люди. А он, ректор ВШЭ — кандидат. По-моему, очень достойная позиция. 

Преподавание, как уже сказано выше — работа для меня не основная, так что  я вполне могу себе позволить говорить то, что думаю. Сказать от души хорошие слова про хорошего человека всегда приятно. 

И уж заодно — раз обещал — чуть-чуть про Вышку. У массы людей существует несколько карикатурное представление о ней как о каком-то то ли заповеднике, то ли рассаднике (в зависимости от вкладываемой в определение эмоции) исключительно оппозиционных и антигосударственных ценностей. Куда студентов  берут только из числа тех, кто без раздумий даёт определённый ответ на вопрос «Крым чей?» и «Кто отравил Скрипалей?». А уж преподавателей — тем более.

Про другие факультеты говорить не стану. Но на наш ФКМД эта карикатура совершенно не похожа. Преподаватели у нас работают очень разные — но все очень высокого уровня. Студенты учатся тоже разные — и тоже все очень высокого уровня. Работать в такой среде — удовольствие, и разница в политических воззрениях никому вроде не мешает. Мне, во всяком случае, точно не мешает.

Что касается студентов, кстати, то только за последний месяц на канал RT — явно не  то место, куда стремятся поклонники условного Навального — пришли работать два выпускника нашего факультета: один после бакалавриата и один  после магистратуры. Оба, что характерно, с красными дипломами — т.е. из числа лучших. 


 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.