Тебе кто позволил сомневаться в святых истинах? Занимайся своим холокостом и не лезь в дела взрослых
Эта замечательная история почему-то почти не освещалась в русскоязычных СМИ. А напрасно — история-то чрезвычайно интересная.
Израильский историк Гидеон Грейф в свои 70 лет считается одним из главных специалистов в мире по теме холокоста. Много лет он занимался расследованием преступлений немцев в Освенциме (он же Аушвитц, он же Аушвитц-Биркенау). Был научным консультантом выставки «Со мной шесть миллионов обвинителей», изначально созданной к 50-летнему юбилею суда над Адольфом Эйхманом, а с 2011 года постоянно существующей в мемориале «Яд Вашем» в Израиле.
В 2006 году всеобщее признание получил его проект «Тот самый товарный вагон», посвященный памяти уничтоженных венгерских евреев — он сейчас установлен на постаменте возле входа в Биркенау.
Написал роман «Мы плакали без слез» о буднях зондеркомманды, по которой был затем снят фильм «Сын Саула», получивший в 2016 году «Золотой глобус» и «Оскар».
В общем, крайне авторитетный, всеми признанный исследователь вопроса, по которому цивилизованное человечество, слава Будде, имеет сегодня однозначную и не допускающую сомнений позицию. Еврей к тому же, что в данном случае имеет значение, по понятным причинам.
Ну, правда, занявшись темой концлагерей Второй Мировой войны, еврей Грейф не стал ограничиваться еврейским холокостом, в котором четко определены и громко названы праведники и преступники, а зачем-то полез в исследование истории концлагеря Ясеновац.
Предположу, что даже большинство из моих читателей, из советского/российского школьного курса истории имеющих весьма полное представление о событиях той войны, не слышало про этот концлагерь. Про немцев же и говорить нечего: их знаменитое «покаяние», как я уже писал неоднократно, сводится по сути к двум пунктам 1. какой ужас и позор, что мы поддержали режим, при которой немцы стали убивать немцев; 2. мы очень, очень виноваты в преследованиях и массовом убийстве евреев; причем это особенно непростительно потому, что в Германии евреи же были абсолютно законопослушными гражданами; в известном смысле они были даже большими немцами, чем сами немцы — см. пункт 1; но мы всё признали и всем заплатили. Всё, на этом покаяние заканчивается.
Ясеновац находился на территории Хорватии и был самым большим из целой системы концлагерей (Даница, Слана, Стара Градишка и др.), которые хорваты начали создавать сразу после возникновения Независимого государства Хорватия, т.е. в апреле 1941 года. Там тоже убивали евреев и цыган, но основной целью было уничтожение сербов. Сотнями тысяч.
Взяв пример со старших немецких товарищей, хорватские усташи — звучит дико, конечно — умудрились намного превзойти их в жестокости, с которой совершались убийства. Их не устраивали банальные, быстрые, рациональные с точки зрения затрачиваемых сил расстрелы и отравления газом. Заключенных медленно резали специальным ножом, который получил у палачей креативное название Srbosjek. Забивали топором. Разбивали черепа молотком. Загоняли раскаленные пруты под ногти. Вырывали глаза. О том, что делали с женщинами, у меня просто нет сил писать — я долго не мог прийти в себя после того, как прочел некоторые свидетельства.
По сравнению со всем этим немцы, действительно, начинают выглядеть людьми с рациональным, по крайней мере, способом мышления. Проявления садизма там встречались у конкретных людей, вроде Ильзе Кох, но не были частью плана, поощряемого сверху.
Так вот, Гидеон Грейф, будучи приличным человеком и честным учёным-историком, решил исследовать историю Ясеноваца.
Что, конечно, было страшным моветоном и сплошным неприличием — копаться в каких-то сомнительных, подозрительных россказнях о каких-то якобы массовых зверствах хорватов по отношению к сербам. В то время как сегодня, в просвещенном XXI веке всем приличным, образованным господам прекрасно известно, что хорваты — демократический, свободолюбивый народ, который много лет притесняли сербские варвары.
Гидеон Грейф, вот ведь странный человек, намеков цивилизованного общества не понимал. Наоборот: решил, что если он раскопал страшную, притом исторически достоверную, информацию, о которой практически никому не известно, он должен её донести до максимально возможного числа людей.
При поддержке правительства Сербии он в 2018 году сумел организовать в здании ООН выставку, рассказывавшую про концлагерь Ясеновац. По поводу чего министерство иностранных дел Хорватии выпустило гневное заявление, в котором эта выставка была названа «распространяющей фейковые новости и пропаганду». Что-то напоминает, правда? Пропаганда — это вообще хорошее слово, его сторонники демократических ценностей очень любят употреблять.
После этого неприятного события Гидеон Грейф стал вызывать у приличных господ смешанные чувства. Ему стали намекать, что предыдущие работы — про Аушвитц — ему удавались куда лучше, и имеет прямой смысл вернуться к этой теме и более не отвлекаться на всякую ерунду. Тем более, что за те, старые исследования приличные люди готовы его как-нибудь отметить.
Например, наградить его крайне почетным Орденом за заслуги перед Германией — огромная честь для скромного историка и притом не немца.
Но Грейф, как уже сказано выше — человек непонятливый, несколько не от мира сего, полагающий, что предметом занятий историка являются факты, а не пожелания правительств, даже очень авторитетных и покаявшихся стран.
И когда ему предложили возглавить независимую международную комиссию по расследованию событий 1995 года в Сребренице, он взял да и согласился.
Вот же тупой, да? Ну совсем человек не въезжает! Совершенно не рубит поляну! Какие расследования? Есть всемирно признанный, абсолютно объективный, авторитетнейший орган под названием Международный трибунал по бывшей Югославии, который раз и навсегда этот вопрос решил и тему закрыл.
Упомянутые события указано всегда именовать исключительно и только «Резня в Сребренице». Она официально данным совершенно независимым судом, а также авторитетнейшими американскими дипломатами, признана геноцидом. Никакие другие трактовки не допускаются. Официально! Понял, урод?
Гидеон Грейф не понял. Он почему-то продолжал считать, что историк обязан свои выводы основывать на подтвержденных фактах. Даже если ему три раза объяснили, чтобы он в эту тему не лез. Вот же дурачок блаженный, да?
.....
В завершение — свежая цитата из абсолютного нейтрального, совершенно независимого от государства ресурса DW (Дёйче Велле) Germany cancels award for Israeli historian over Bosnian genocide denial | News | DW | 01.01.2022 . Со стопроцентным государственным финансированием, правда — но это другое.
«Правительство Германии отменило вручение высшей награды Германии израильскому историку Гидеону Грейфу в связи с критикой его работы о геноциде в боснийской Сребренице.
Грейф возглавлял международную комиссию историков, которые в своем июльском докладе отрицали, что резня в Сребренице является геноцидом.
В июля этого года высокий представитель ООН в Боснии Валентин Инзко объявил, что отрицание геноцида в Сребренице будет рассматриваться как уголовное преступление».