«Неужели никто, кроме меня, действительно не считает приговор суда Pussy Riot справедливым, их выступление - святотатством, а реакцию Запада - лицемерием», - задается вопросом Марк Дули, ирландский философ и ведущий колонки в издании Daily Mail.
Ничего плохого в протесте как таковом Дули не видит. Однако никакая цель не может оправдать поругание святого места, хотя бы потому, что это может обидеть чувства других людей. Поэтому в ответ на аргумент о свободе слова он приводит слова Джона Стюарта Милля, который считал, что, как только эта свобода «вредит» другим людям, ее нужно ограничивать.
Причем «вред» в этом случае, считает Дули, коснулся не только православных христиан, прихожан Храма Христа Спасителя, но и вообще всех людей, которые еще верят во что-то святое.
Сами девушки заявляют, что они молили Богородицу о помощи: избавить Россию от Путина. Однако с чего они взяли, вопрошает автор статьи, что, чтобы она их услышала, нужно вопить и прыгать в храме, да еще и перед алтарем?
На Западе же приговор участницам группы вызвал настоящую «истерию», пишет Дули. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала его слишком суровым и «несовместимым с европейскими ценностями права и демократии». «Хорошо хоть я узнал, что богохульство и святотатство – это теперь европейские «ценности», - добавляет автор статьи.
Дули также вспоминает слова ирландской певицы Шинейд О’Коннор, которая считает, что во времена великого кризиса эти девушки выполняют роль духовных лидеров, а в этом и заключается истинная цель настоящих деятелей искусства. В ответ на это автор замечает, что цель в том, чтобы, как ему кажется, проливать свет на святое, а не загрязнять его. Как духовное лидерство проявляется в плясках в храме, ему тоже непонятно.
Его удивляет, почему никто не говорит о настоящих деятелях искусства, когда отважные мусульманские женщины начинают оспаривать некоторые моменты своей веры. Вероятно, на Западе просто настолько привыкли к нападкам на христианство, поэтому и не видят ничего плохого в том, что группа панков устраивает пляски в святом месте, поэтому и оправдывают их кощунственный поступок свободой слова и гражданскими правами, объясняет Марк Дули. Вот и получается «лицемерие», делает он вывод.
В заключении Дули лишь выражает надежду на то, что в тюрьме у Pussy Riot будет время подумать над разницей «между подлинно смелой политической акцией и акцией, для которой никакой отваги не требуется».