Алексей Николов (a_nikolov) wrote,
Алексей Николов
a_nikolov

Премьера "Как вам это понравится" Дмитрия Крымова

         Новый спектакль Дмитрия Крымова не получит ни «Золотую маску», ни «Турандот», ни …какие у нас еще есть театральные премии? Вот ни одной из них эта замечательная премьера и не получит.

         И это будет по-своему справедливо – в том смысле, что у Крымова есть спектакли гораздо более «премиальные», в самых разных смыслах. И если он за них не получал награды, то почему вдруг должны отметить премией именно «Как вам это понравится»? Это было бы даже и нелогично.

         Кроме того, премии – явление, конечно, приятное, но в большой мере все же случайное. Признание коллег – самое ценное, что может быть для серьезного профессионала, я первый с этим соглашусь. Однако его формы бывают разными.

         Крымов и без того постоянно получает подтверждения того, насколько высоко его ценят коллеги по ремеслу – причем подтверждения гораздо более убедительные, чем любые статуэтки.

         Когда к режиссеру известные, признанные актеры готовы приходить в чужой театр на эпизодические роли с десятком реплик, а то и вовсе без текста, то это означает одно из двух.

         Или это – попсовая антреприза, плакаты по всему городу, купленные анонсы везде, купленные же хвалебные рецензии повсюду, ну да, делается с двух репетиций и левой ногой, зато деньги платят хорошие, а тут как раз долги за квартиру надо отдавать, и ничего страшного, великий Иннокентий Михайлович вон тоже в фильме «Гений» снимался, не брезговал, ну и нам, смертным, стало быть, нечего стыдиться.

         Или это – режиссер, да такой режиссер, что вдруг вспоминаешь, что ты, черт побери, артист, да не из последних, и хрен бы с ними, с деньгами, когда выпадает шанс поработать с Мастером, то не про квартиры надо думать, а про то, чем отчитаешься перед Создателем, давшим тебе в земной твоей жизни талант лицедейства, когда срок для такого отчета настанет.

         Какой вариант имеет место в данном случае – видимо, не надо уточнять.

         Для разнообразия, именно в этом спектакле крымовские актеры не рисуют. Но зато поют, занимаются акробатикой, дрессировкой, водят кукол… Вроде бы сугубо эстетская, «для своих» стилистика Крымова оборачивается, если посмотреть чуть глубже, стилистикой самой массовой и народной, какая только бывает. Стилистикой карнавала. Или балагана, если кому-то так больше нравится.

         Включая главную, наверное, особенность эстетики уличного представления – перемешивание смешного и печального до состояния полного взаимопроникновения. Так что ни смех, ни печаль не могут быть полными – а всегда бывают чуть отстраненными, словно прикрытыми матовым стеклом, отчего цвета сохраняются, но размываются, а картинка остается различимой, только теряет четкость линий.

         Естественность обитания людей, животных и предметов в предложенной среде у Крымова какая-то небывалая, невероятная, пугающая. Мне не раз приходилось видеть, как на сцену дюже поискучие режиссеры выводят собак. И всякий раз вспоминались едкие строки Дорошевича («Могут давать "Гамлета", может играть Сальвини. Но если на сцену выйдет собака и замахает хвостом, то все забудут про Сальвини и начнут смотреть на собачий хвост. Перед собачьим хвостом никакой Гамлет не устоит»). Например, от страшно модного в свое время современниковского спектакля «Три товарища» Галины Борисовны Волчек только два воспоминания у меня и остались: как мучалась  Хаматова, пытаясь расшевелить своих трех совершенно «деревянных» партнеров, и как гавкала овчарка.

         Крымов умудряется заставить даже собаку в течение двух часов идеально играть положенную ей роль. Вовремя появиться в нужном месте сцены, вовремя уйти к кулисе, вовремя залаять, вовремя перестать лаять… Шаманство какое-то, словом. Или балаганство?

         И при этом что-то есть во всем этом от итальянского послевоенного кино, будто Росселини или де Сика немножко приложили руку.

         Балаганный неореализм – вот как я бы назвал стиль, придуманный в театре Дмитрием Крымовым.

         Бегите это явление смотреть, пока оно существует. Такого нет больше нигде в мире.

PS Да, справедливости ради надо сказать, что одну премию именно этот спектакль уже получил - в сентябре, на Эдинбургском фестивале, где его сыграли впервые.

Tags: Дмитрий Крымов, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments