А знаете, откуда они там берутся? Думаете, их туда впускают нехорошие директора школ, тайные сторонники агрессивных разновидностей ислама? Или тут видны следы подпольной ваххабитской организации завучей? Вовсе нет: директора с завучами ни при чем (более того: они в России как раз представляют в основном наиболее просвещенную часть исламского социума). Да и вообще система образования не виновата.
Все просто: уроки религиозного образования официально введены в учебное расписание. Это значит, что директор просто обязан иметь преподавателя по этому предмету. А завуч точно так же обязан включить эти занятия в учебный план. И это - результат долгой и упорной работы РПЦ. С чем я ее - а также, увы, всех нас - и поздравляю.
Ну, конечно, они-то, как всегда, хотели только хорошего и благолепного. Они хотели, чтобы в школах учили основам нравственности. И они, конечно же, все тщательно продумали. Кто будет преподавать? А вот у нас есть готовые православные кадры. Все проверенные, ученые, под контролем - ничему дурному не научат. Вот здорово!
С таким бодрым, оптимистическим настроем святые отцы продавливали соответствующие поправки в школьную программу, по дороге изящно смешивая в своих интервью и статьях с грязью всех сопротивляющихся (причем из разных лагерей - представителей других конфессий, атеистов, а также и некоторых разумных православных людей). И - продавили!
После чего выяснилось, что в упомянутых "традиционных исламских" у традиционного мусульманского священноначалия готовых обученных кадров, чтобы идти и преподавать в школах, практически нет. Но - вот сюрприз! - тут же нашлись добрые люди, готовые помочь органам образования в их беде. Они, оказывается, были готовы предоставить школам немедленно и в любом требуемом количестве специалистов. Все чин-чином: даже специальное образование у людей имеется. Полученное аж в самой Саудовской Аравии, например.
С церковной иерархией в исламских регионах все ведь гораздо сложнее, чем у православных, где всем понятно, кто главный. Именно поэтому ответственные и разумные исламские богословы тоже призывали: подождите, не торопитесь вводить обновленный закон божий в школах, хоть бы и обучали детей муллы! Вы же в школы приведете ваххабитов!
Но кто ж будет слушать эти стенания, когда тут РПЦ включила всю свою стенобитную мощь... Поэтому теперь выпускники саудовских медресе все свои накопленные за годы прилежной учебы знания о создании всемирного халифата несут тем российским детям, родители которых принадлежат к вполне традиционным ветвям ислама и являются почтенными гражданами своей страны. Ничего, вскоре детишки подрастут и заживут своим умом.
Но даже это - еще не самое плохое. Знаете, что, может быть, случится завтра? А завтра, вполне возможно, в классе, где учится ваш ребенок, во вполне северном городе, в большинстве вдруг окажутся дети из исламских семей. Они же имеют право на образование, коль скоро их родители тут работают и даже гражданство получили - или хотя бы вид на жительство? Конечно. Ну, и вдруг окажется, что при обсуждении на родительском собрании простым большинством голосов, с полным соблюдением демократических процедур, будет решено, что в вашем классе предмет "религиозное образование" будет вести мулла. И мулла такой незамедлительно найдется. Причем это будет отнюдь не какой-нибудь уважаемый и просвещенный мулла, вроде Талгата Таджуддина (у него я бы и сам с удовольствием послушал лекцию об основах ислама). Нет, это будет очередной выпускник саудовского медресе. И учить он детей будет весьма специфичным вещам.
Вот в какую яму мы сейчас, как мне представляется, попали. Кто нас в нее завел? Мой ответ - в сабже.