Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Да, кстати...

Есть в США такое учебное заведение, называемое Brown University. Университет, прямо скажем, не из последних — основан был аж в 1764 году (один из семи самых старых в Америке), входит в знаменитую Ivy League,  в рейтинге лучших вузов США по версии Forbes занимает 8-ое место. Так подробно пишу о нем, чтобы вы правильно оценили степень авторитетности этого учебного заведения. А заодно — и того исследования, о котором речь ниже.

В этом университете существует весьма влиятельный think tank — исследовательский центр Watson Institute for International and Public Affairs. Так вот, он недавно выпустил исследование под названием The Cost of War.

В нем, этом исследовании, содержится много занимательного. И в том числе — одно очень интересное число, которым хочу с вами поделиться.

В настоящее время США вовлечены в той или иной форме в вооруженные противостояния в семидесяти шести странах.

Эстоонийаа - цээ Эурооппаа!

          Замечательным шедевром отметились эстонские студенты, приехавшие обучаться журналистике в летнюю школу университета шведского города Уппсала.
          Демократически настроенные молодые люди из цивилизованной эуропейской страны справедливо ожидали, что уж в такой-то цивилизованной стране, как Швеция, их научат каким-нибудь особым секретам противодействия русской пропаганде. А вместо этого они столкнулись с прямо-таки возмутительным случаем.
          Пришли, ничего не подозревая, на семинар по военной журналистике. А там лектором оказалась британская журналистка Ванесса Били. Ее Грегори Симонс - руководитель школы - пригласил прочесть лекцию. Видимо, учитывая ее известность, а также большой опыт работы в условиях боевых действий. В частности, в Сирии.
          Ванесса Били отнеслась к приглашению ответственно и честно рассказала студентам школы про то, что она своими глазами видела в Сирии, а также что она про эту войну думает. В частности, рассказала, что никакого варварского отравления войсками Асада мирного населения в Думе не было, а была в чистом виде пропагандистская спецоперация войск западной коалиции. Да еще имела наглость при этом ссылаться на собственный впечатления - она, видишь ли, сама там побывала и поэтому знает, о чем говорит. Но студенты из университета города Тарту отлично знают, что все это вранье и путинская пропаганда, потому что  про события в Думе они все уже прочитали на правильных сайтах, где всегда пишут только правду.
          Словом, студенты из Тарту были не согласны с теми фактами, о которых рассказывала лектор. Ну, бывает такое, ничего страшного. Мы же говорим про студентов из Эстонии - цивилизованной европейской страны, где привыкли уважать право другого человека на другое мнение, правда? Это же вам не Россия какая, верно?
          Как вы думаете, каким же способом отреагировали на описанную ситуацию студенты из цивилизованной страны, избавившейся, наконец, от тоталитарного наследия времен порабощения русскими варварами - т.е. страны, где нынче царит дух толерантности и уважения к чужому мнению?
          Вас, возможно, удивит новость о том, что толерантные студенты из Тарту, услышав от лектора нечто, что не совпадает с их картиной мира, начали демонстративно вставать и уходить посередине лекции (разумеется, не спрашивая разрешения и не стараясь сделать это тихо)? Может быть, вы еще больше удивитесь, узнав, что один из студентов, услышав, как ему рассказывают нечто, с чем он не согласен, громко крикнул преподавателю:
         - Заткнись и сядь?
          Или, может быть, вы не ожидали, что в статье, которая по этому поводу опубликовало демократическое эстонское издание Postimees, замечательные эстонские журналисты (действующие и будущие) любезно рассказали потрясающую историю про то, как их в Швеции пытались подвергнуть идеологической обработке; но, правда, забыли - ну, ничего, такое бывает, случаи раннего склероза описаны в медицинской литературе - ну, просто забыли рассказать о своем хамском поведении, а также объяснить, почему же рассказанные им на лекции факты являются пропагандой, т.е. что именно в них является неправдой?
          Прекрасную статью на эту тему опубликовала также глубоко правдивая Эстонская телерадиовещательная корпорация https://www.err.ee/842603/erireportaaz-uppsala-suveulikool-osutus-vene-propagandalaagriks. Тот редкий случай, когда эстонский язык не требует перевода - красивое слово propagandallagriks, по крайней мере.
          А представляете себе, как бы отреагировали либеральные мыслители на аналогичный случай, будь на месте эстонцев российские студенты, а на месте Ванессы Били - лектор из "Открытой России"? Какие проникновенные, глубокие строки были бы написаны ими про "неумение слушать чужое мнение", "отсутствие элементарной терпимости, которое стало нормой в путинской России", "зомбированность молодых россиян путинскими СМИ", "традиционное хамство"... Увы, новые шедевры честной журналистики от лучших перьев отечественной словесности созданы, видимо, не будут, ввиду отсутствия достойного повода для красноречия.
          Но подождите, вы еще не слышали самую замечательную часть этой истории. Столкнувшись со столь возмутительным случаем, демократические эстонские студенты решили воспользовать наиболее передовыми практиками некоторых режимов - а именно, написать донос. На неправильного лектора, который прочел неправильную лекцию. А также на неправильного руководителя школы, который этого неправильного лектора пригласил. Чтобы донос выглядел солиднее, студенты попросили его подписать представителей Эстонской бизнес-школы. И те, представьте, подписали! Более того: свою поддержку в виде подписи любезно предложили - уж заодно - представители Вильнюсского университета. Ну, чтобы картина победившего плюрализма в Прибалтике, освобожденной от проклятого тоталитаризма, стала еще более полной и выпуклой.
          А теперь - прекрасный финал. На этом месте не могу удержаться от соблазна - прошу вас вместе со мной сделать маленькую паузу, чтобы в должной мере оценить красоту всей истории в ее завершенности.
          Итак...

          Рассмотрев полученную жалобу, руководство университета шведского города Уппсала, а также директор Института исследований России и Евразии университета Клэс Левинссон принесли эстонским студентам свои извинения.

        

О пользе общего образования

     Точнее — о вреде, который происходит от его отсутствия. 

     Скандал, возникший вокруг рекламы «Би-Лайна» со слоганом «Каждому — свое», замечательно отвечает на любимый вопрос некоторых креативных представителей молодого поколения «А на хрена мне знать разную ерунду, не относящуюся к моей профессии, и какая мне от этого польза?».

     Ну, если пользы не видите — что ж, вот аргумент ad absurdum, конкретный пример проблемы, которая возникла ввиду отсутствия у людей элементарной общей эрудиции. А вы представляете себе, сколько людей этот слоган видело в процессе подготовки ролика, съемок, монтажа, выдачи в эфир — это помимо того гениального креативщика, который его придумал? Думаю, минимум под сотню. Получается, ни один из них был не в курсе исторических аллюзий, которые эта фраза вызывает? Получается, так.

     Подозреваю, что кое-кто из причастных граждан от этой истории пострадает материально — вряд ли «Би-Лайн» сильно обрадовался тому потоку обвинений, который получил от этой рекламы.

     Может, хоть этот случай заставит креативный класс чуть-чуть задуматься над необходимостью немножко изучать историю с географией, а также вообще немножко читать книжки? А то ведь можно и производителю самоходной косилки предложить для этого изделия замечательный слоган «Работа делает свободным»...

Collapse )
Ugly boy from Firenza

"Лекция о вреде табака" (с) А.П. Чехов

          5 марта буду читать лекцию в рамках проекта "Университет, открытый городу" Ассоциации выпускников ВШЭ. Вот по этой ссылке - некоторые подробности, и там же желающие эту лекцию послушать могут зарегистрироваться и заказать пропуск (поскольку происходить всё действо будет в главном здании Вышки, а без пропуска туда не войдешь - если, конечно, вы не студент или не преподаватель Вышки).

          Да, кстати! Я же, кажется, забыл сообщить вам, что с конца прошлого года имею к Вышке некоторое отношение, поскольку занимаю должность заместителя декана факультета медиакоммуникаций... дизайна... интегрированных коммуникаций... честно говоря, не сразу и произнесешь, как он официально полностью именуется - очень умное и сложное название. Ну, если по-старорежимному, то журфака, в общем.
          Так что больше не имею никакого права иронизировать на тему всепроникающего присутствия Вышки в нашей действительности. Раньше-то я, видя буквально под каждой второй статьейна рпазных серьезных ресурсах подпись с указанием, что автор является - помимо прочего - кем-нибудь (профессором, деканом, директором центра, заведующим лабораторией и т.д.) Высшей школы экономики, гордо отмечал, что остаюсь одним из немногих граждан страны, не имеющих к ВШЭ отношения.
          Вот господь-то, видя мою гордыню, меня и наказал примерно.
         
Ugly boy from Firenza

Почти неизвестный Куприн

     В продолжение вчерашней темы. Из тысячи человек, которых вы сегодня спросите про Куприна, половина скажет, что вообще ничего о таком не слышали; а остальные произнесут названия "Гранатовый браслет", "Яма", "Белый пудель", "Поединок"... Не великие, честно сказать, все это произведения - во всяком случае, по масштабам русской литературы. Особо образованные, может быть, вспомнят "Юнкеров" или рассказы, из которых самый известный — "Штабс-капитан Рыбников".  В общем, это все вещи из одного примерно ряда. Ну, была еще "Суламифь" - так в то время в вариациях на библейские сюжеты любой, кажется, хоть разок да поупражнялся.

     Так вот, в свое время мы с друзьями нашли у Куприна  замечательный рассказ, который совершенно выбивается из традиционного  понимания купринской прозы. Не перечитывал его с 10-го класса — то есть... ой, не буду говорить, сколько лет. А вчера нашел, перечитал, получил колоссальное удовольствие — и делюсь с вами. 


Тень Наполеона   

     В этом рассказе, который написан со слов подлинного и ныне еще  проживающего в эмиграции бывшего губернатора Л., почти все списано с  натуры, за исключением некоторых незначительных подробностей. (Примеч.  А. И. Куприна.) 

Collapse )
Ugly boy from Firenza

Gaudeamus igitur

     Сегодня принимал госэкзамены у выпускников профильного факультета одного очень известного учебного заведения. Могу поделиться двумя новостями - как водится, хорошей и плохой.
     Плохая новость. Уровень выпускников очень известного учебного заведения, если смотреть с моей колокольни (а я, можно  сказать, выступаю в роли заказчика, постоянно присматриваю на экзаменах для канала хороших ребят) в целом по-прежнему чрезвычайно низок - как в смысле профессиональной подготовки, так и общей эрудиции, которая, как не верти, в нашей профессии необходима.
     Хорошая новость. Средний уровень выпускников, тем не менее, стал заметно лучше, чем был еще пару лет назад, и явно лучше - чем 5-6 лет назад. Поскольку меня в это замечательное заведение приглашают на госэкзамены и защиту дипломов ежегодно, я имею возможность сравнивать.
     Огорчаться плохой новости или радоваться хорошей? Пока еще не решил.
Ugly boy from Firenza

100 лет "Известиям"

          "Известия" Аджубея. Газета, которая даже в советские времена умудрялась как-то выделяться среди прочих "правд" и "саврасек" более человеческим языком, более взвешенной аналитикой, относительно спорными (по советским понятиям, конечно) темами, даже некими подобиями расследований.
          "Известия" 70-х, которые лично для меня были газетой Федосова - легенды нашей спортивной журналистики, человека, придумавшего того самого Снеговика и "пробившего" тот самый незабываемый хоккейный Приз "Известий", светлейшей памяти человека, одного из главных моих учителей в журналистике.
          "Известия" Голембиовского, которые в чудном новом мире, где оказалось "все разрешено", не просто писали "о запретном" (это как раз делали все подряд), но и старались сохранять при этом какое-то достоинство.
          Вот эти газеты я сегодня вспоминаю с благодарностью.
          Какое отношение к ним имеет та газета "Известия", которую вы сегодня можете прочесть (если вдруг захотите)? Не стану отвечать на этот вопрос.
Ugly boy from Firenza

О грустном - неделя утрат

          В течение одной недели ушли из жизни два прекрасных человека, которых я имел честь называть своими учителями. Нина Алексеевна Еремина - великий спортивный комментатор, едва ли не главный мой наставник в мире телевидения. И Анатолий Николаевич Ковалев - замечательный руководитель, с которым меня в разные годы сводила судьба по разным поводам, человек, с которого я до сих пор, сам давно уже ставши начальником, все еще стараюсь брать пример.
          Пусть земля вам будет пухом, дорогие мои учителя. Спасибо вам за все.
Ugly boy from Firenza

Волшебник-недоучка - 2

        Конкретные способы влияния на умы людей с появлением новых реалий меняются кардинально. Но вот принципиальные подходы, как ни забавно, веками остаются неизменными. Например, как убедить в чем-то большое количество народу? Спокон веку известно, что очень простой и крайне эффективный способ - просто регулярно повторять человеку это "что-то", чтобы оно стало для него привычным и воспринималось как общеизвестная истина, которую просто смешно подвергать сомнению. Требует больших усилий, конечно. Но зато дает блестящий результат. Ну да, способы проверки информации сегодня стали гораздо доступнее, причем любому. Раньше, если у тебя не хватало эрудиции, надо было искать какие-то справочники, лезть в энциклопедии... Теперь же практически все, что угодно, находится на расстоянии двух-трех кликов, в любой момент времени и в любой точке пространства.
          Однако людей, сомневающихся в доносимой до них информации и желающих ее проверять, больше почему-то все равно не становится. Такое у меня, по крайней мере, складывается впечатление. Это вообще моя любимая тема - о том, до какой степени мы окружены шаблонами и клише и как легко им верим, хотя проверить их ничего не стоит.
          Например, огромное количество людей уверено, что современное западное общество твердо стоит на принципе меритократии и пронизано прекрасно функционирующими социальными лифтами. Почему люди в этом так уверены? Ну, господи, потому что про это всякий знает... кроме разве что законченных конспирологов, тронутых умом сторонников теорий заговоров. Да, и путинских пропагандистов, конечно - куда ж без них, родимых. Это так просто потому, что это так. Это очевидно и всем известно, и именно на этом принципе вообще построена любая современная демократия западного типа.
          Вполне возможно. Давайте не будем говорить про "вообще", а просто посмотрим на того конкретного персонажа, о котором идет речь. И - обращаю внимание - я не предлагаю от себя никаких выводов. Просто делюсь с вами той информацией, которую легко нашел за пресловутые два-три клика. И не буду никак ее комментировать, чтобы не влиять на ваше свободное волеизъявление - давайте вы сами решите, в какой степени премьер-министр (все еще) Великобритании соответствует модели "человек, пробившийся в жизни только благодаря таланту и трудолюбию".
          Дэвид Кэмерон, так уж получилось, по отцовской линии является прямым потомком короля Вильгельма IV (правда, от незарегистрированного брака с Дороти Джордан - впрочем, потомков от официальной жены короля и не существует). По материнской линии он всего лишь баронет, но зато потомок сразу нескольких парламентариев (от партии тори, естественно). Когда пришла пора отдавать Дэвида в школу, родители выбрали - ну, просто так сложилось; может, возить было удобно по дороге на работу, или еще что - Heatherdown Preparatory School. По чистой случайности, именно эту школу выбрали для своих детей несколько богатейших семей Великобритании. И еще, в силу забавного совпадения, именно эту школу закончили принц Эндрю и принц Эдвард. Можно предположить, что их маме тоже было удобно забрасывать ребят в эту школу, когда она ехала на работу - в Букингемский дворец. Да и Аскот, куда королева любит иногда заехать, чтобы посмотреть на скачки, удобно расположен рядом. Словом, школа случайно оказалась неплохой, и среди соучеников оказалось много интересных людей, что, пожалуй, отчасти помогло Дэвиду впоследствии пробиваться в жизни трудолюбием и талантом.
          В 13 лет его отдали в Eton College. Тут снова, можно сказать, подфартило: так уж сложилось, что из всех тысяч средних школ, существующих в Великобритании, выпускникам именно этой школы как-то удается многими десятилетиями... да нет, уже веками им удается занимать затем руководящие посты в разных важных учреждениях страны. Видимо, учителя-предметники там просто собрались сильные... как-то так исторически сложилось... или, может, директор - крепкий хозяйственник?
          Любопытно, что именно там традиционно учатся и потомки правящей династии. Ну, насчет королевских детей как раз все понятно, и тут вообще инсинуации неуместны: Итон просто находится совсем рядом с Виндзорским замком - пешком дойти запросто можно. Это ж удобно, правда? Впрочем, что я вам объясняю, как будто вы сами не в курсе, что все стараются отдать ребенка в школу поближе!? Да и школа обязана принимать всех детей, проживающих в данном микрорайоне - даже если они от природы туповаты. Так что детей просто отдали в ближайшую школу по месту прописки; а то, что она при этом оказалась еще и довольно приличной - чистое везение. В результате внуки всегда могли сбегать в обед к бабушке Лизе - поесть знаменитого варенья. И даже могли успеть искупаться в жару, благо пресловутая Баня (та самая, от которой пошел Орден Бани) - она тут же, в замке... Опять-таки, папе Чарльзу было намного спокойнее, когда дети худо-бедно под присмотром. И если родительское собрание, а папе некогда - всегда же можно попросить бабушку сходить, новости послушать, деньги сдать на классные нужды... Да и если родителей к училке вызовут, тоже можно бабушку послать. Точнее, лучше дедушку Филиппа - благо он себя даже сейчас, в свои 95, чувствует еще совсем неплохо, а заняться ему совсем стало нечем, в то время как у бабушки Лизы некоторые формальные обязанности все же имеются. Ну, словом, королевские детишки тоже в Итоне учатся. Причем все и всегда.
          После того, как Кэмерону так неслыханно свезло с его первыми двумя учебными заведениями, было бы странно, если бы это везение не продолжилось.И оно-таки продолжилось: ему удалось поступить в Brasenose College, который даже в Оксфорде считается не самым плохим учебным заведением. Тут еще удачно сложилось, что его соучениками оказались другие тоже удачливые мальчики. Джорджик Осборн (он потом стал канцлером казначейства Британии). Натик Ротшильд (его официальное состояние составляет сейчас всего полмиллиарда фунтов, но The Observer еще в 2000 году предположила. что с учетом средств в швейцарских трастах оно все-таки поближе к 40 миллиардам). Ну, и другие ребята, которые тоже, как и Дэвид, пробивались в жизни исключительно трудолюбием и талантом.
          Вот таким непростым путем - не без некоторого везения, конечно, но в остальном - исключительно благодаря своим выдающимся личным качествам и огромному трудолюбию - Дэвид Кэмерон и поднялся в жизни. Меритократия в чистом виде, однозначно: прилежно учился; примерно себя вел (ну если не считать того случая с "травкой"; за это вообще-то из школы выгоняют - но именно в данном случае дирекция решила, в виде исключения, проявить мудрость и применить к ученику еще более жестокое наказание - лишение прогулок в городе; сурово, конечно, но справедливо) - вот судьба и повернулась к нему лицом.
          Руководство консерваторов обратило внимание на талантливого студента и предоставило ему шанс сделать политическую карьеру - а он, как видите, не подвел и добился на этом поприще огромного успеха. Пока не случились известные события прошлой недели, когда вызванные Дэвидом Кэмероном к жизни магические силы привели к небольшому потопу, изрядно перевернувшему и британскую политику, и судьбу самого Кэмерона.
          Сюжет, уже было сказано ранее, не новый, отраженный и в литературе, и в музыке, и даже в кино ("широко известный пре-цен-дент", как писали классики). Остается только попробовать понять, с чего вдруг ученик чародея образца 2016 года решил к этим стихийным и плохо управляемым силам обратиться.
Ugly boy from Firenza

Еще один православный психолог

          По случаю Дня защиты детей "Взгляд" разразился шедевром - интервью с неким психологом Михаилом Хасьминским. Обсуждается проблема подростковых суицидов.
          Главная мысль глубоко научного пастырского послания г-на Хасьминского, если коротко, такова: всем вам хана, кто в господа не уверует. Большой ученый, да...
          Впрочем, там немало и других прекрасных открытий. Например, что включение "Грозы", "Анны Карениной" и "Бедной Лизы" в школьную программу - результат заговора неких злодеев, которые специально пробуждают в российских подростках суицидальные устремления. Не верите? Вот цитата.
          "Вопрос: кто из методистов в Минобре набивает школьную программу суицидальными картинами и, наоборот, убирает то, что имеет антисуицидальный характер? Зачем?"
          Цитировать это интервью можно страницами. Просто в виде образца приведу еще один абзац - порадую вас.
          "Школа в данном случае размывает понятия добра и зла. Даже не размывает, а ставит с ног на голову. Если она одобряет поступок Ромео и Джульетты – это одобрение зла. И это нельзя оправдать гением Шекспира или ссылками на «красивую словесность». В конце концов, изящным слогом обладал и маркиз де Сад – это же не повод вставлять его произведения в школьную программу. В конце концов, у того же Шекспира есть прекрасные комедии, которые можно было включить в список изучаемого."
          Замечательно. Бесподобно. Все - немедленно в сад... то есть в церкву. Понятно, что шизофреников на свете полно, в том числе и среди психологов (тем более, что у них профессия в этом смысле изначально опасная). Но почему именно такого мракобеса надо было выбрать для интервью, а?
          Да, и чтоб вы не подумали, что я это выдумал - пруфлинк, как всегда.
          http://www.vz.ru/society/2016/6/1/813669.html